По следам снежного барса

Об Исрафиле Ашурлы ходят легенды среди друзей-альпинистов, соцсети взрываются от восторженных комментариев под его фотографиями с высочайших вершин мира, его «послужной список» читается, как некий приключенческий роман. У меня было буквально несколько часов, чтобы подготовиться к интервью с первым азербайджанским «снежным барсом». Но подготовиться к тому, что меня ждало на следующий день, было невозможно: это было настоящее восхождение на скалы возле мечети Биби-Эйбат, где, обозревая Баку словно с птичьего полета и перекрикивая завывания хазри, мы рассуждали о том, кому по росту горы…

 

Диалоги с горой
Мы, альпинисты, люди возвышенные – ведь мы ходим по возвышенностям. Бравурный литературный оборот «покорять горы» – не про нас: гору нельзя покорить, на нее можно лишь взойти. Вершины самодостаточны, им все равно, есть человечек на их склонах или нет. Они стояли до нас и будут стоять, когда нас уже не будет на этой земле. И восходить на них мы можем лишь в определенные периоды: при благоприятных погодных условиях, при удачной акклиматизации, при физической возможности проложить маршрут к вершине... Во всем этом нет места браваде. Процесс восхождения – это процесс философский, духовный, связанный с осознанием своей цели, своего места в этом мире, внутреннего диалога, и даже диалога с самой вершиной... Культурам многих народов, особенно обитающих в районе Гималаев, присуще обожествление гор. Например, непальские шерпы – высокогорные носильщики – не выходят на маршрут, пока не проведена религиозная церемония пуджа и не получено благословение от горы. И в зависимости от того, как часто дым от воскурений меняет направление, принимают решение, совершать восхождение или нет. Мало взойти на гору – нужно еще и грамотно рассчитать силы, чтобы сойти с нее и прибыть в базовый лагерь целым и невредимым. Поэтому среди альпинистов распространено суеверие не поздравлять друг друга, стоя на вершине.

Быть в связке
На высоте организм испытывает физиологический дискомфорт: низкое содержание кислорода, перепады температуры и давления, сложные погодные условия – все это серьезные испытания. Но частые восхождения, постоянные тренировки, естественная акклиматизация  без медикаментозного вмешательства, адептом которой я являюсь, тренируют организм и делают процесс адаптации к высоте быстрым и менее болезненным. И после двадцати лет восхождений я могу уверенно сказать, что в горах самое сложное – не физические лишения, а умение терпеть. В частности... терпеть напарника по экспедиции.
На определенных высотах блекнут все краски: все, что доступно глазу, окрашено в серый или белый цвет, не считая голубого неба, цветных палаток и одежды участников экспедиции. Это сильно утомляет и вообще тяжело для психики. У неподготовленных людей, неделями проживающих в спартанских условиях, с группой незнакомцев, иногда сдают нервы. И надо уметь терпеть таких людей в коллективе: не давать воли эмоциям, избегать спорных моментов, искать компромиссы, прийти вовремя на помощь, помочь адаптироваться. И тогда, поверьте, когда завершится восхождение, все останутся прекрасными друзьями, будут переписываться, общаться...
У альпинистов, которые годами ходят вместе, формируются определенные команды. Мы можем спокойно коммуницировать, даже не разговаривая, понимая друг друга с полуслова, полувзгляда. Мы знаем сильные и слабые стороны друг друга: кто-то хорош на льду, кто-то запросто переносит тяжести... Мы научились с этим жить, работать, взаимодействовать, и это приносит хорошие результаты. Но, как бы сильны ни были участники, всегда найдется кто-то обладающий наибольшей харизмой, выдающимися лидерскими качествами, кто поведет ребят на маршруте. И на разных участках могут лидировать разные люди: кто-то виртуоз на скалах, другой прекрасен на микстовом рельефе...

Обнажая суть
Мы ходим в горы за наслаждением, за куражом, за эйфорией, за ощущением романтики, которое с годами не теряется, за всем тем, что сложно найти в обычной жизни. Стоя на красивой вершине, любуясь облаками под ногами и наблюдая сверху полет орлов, получаешь такой всплеск эмоций, который еще долго не отпускает!.. Но горы, по определению, – то место, где ложь долго не живет: они обнажают самую суть всего, и за это я их особенно люблю. В горах вы видите то, что в городе тщательно скрывают под различными личинами. Горы срывают все маски, калибруют и отфильтровывают людей. И те, кто прошел проверку временем и горами, принадлежат к избранному братству, одному из самых небольших комьюнити в мире – через два рукопожатия мы знаем альпинистов практически всего мира! К примеру, поздоровавшись с Валерием Бабановым, в его лице вы поздороваетесь почти со всем ведущим альпинистским сообществом. Ведь альпинизм – в своем большинстве это все-таки командный вид спорта, где усилия нескольких дают потрясающий результат. Даже если труд пятерых привел к тому, что кто-то один из команды смог достичь вершины, – это успех всей команды.

Метаморфозы
Я попал в горы совершенно случайно: думал, что еду в какую-то туристическую заграницу, а оказалось, что иду в трекинговый поход к подножью Канченджанги в Гималаях – одной из высочайших вершин мира (8586 м). Так для меня состоялось знакомство с горами и началась моя трансформация. Были периоды, когда я не ходил, были периоды, когда я много ходил... Постепенно из зеленого новичка, ходившего в сопровождении более опытных товарищей, гидов, я перешел в категорию спортсменов. Получал разряды, звания, технический опыт. Горы выработали во мне определенные качества: умение спокойно анализировать ситуацию и принимать незамедлительные решения (горы не любят, когда спешат, но и не терпят когда мешкают), умение направлять, вести, слушать, помогать, быть ментором... Все это применимо и в бизнесе, и в жизни.
Горы сильно трансформируют. Я часто наблюдаю такую трансформацию новичков с того момента, как они прибыли в лагерь в шапкозакидательском настроении, до зачетного восхождения. И вот этот новичок стоит на немыслимой высоте, охваченный чувством глубины, и инструктор ловит страх в его глазах. Страх – это нормально, «ничто не страшно только дураку», и мы все боимся. Но вопрос в том, как мы справляемся с этим страхом. И момент страха – это тот самый момент, когда новичок осознает, что чего-то не знает, и готов довериться опыту другого, открыться, чтобы получить эти новые знания: не бояться, не паниковать, сохранять спокойствие, преодолевать себя, следовать правильному алгоритму действий.
«Горы зовут тех, чья душа им по росту»
«Когда же ты уймешься наконец?» – печалится мама, узнав, что я вновь собираюсь на гору. Но горы – это моя жизнь, это место определенной силы и энергетики. Я очень много получаю в горах, что потом помогает мне реализовывать себя в жизни. Горы дают так много, что это питает меня еще долгое время, даже когда я уже давно их покинул и нахожусь в городе. Горы выкристаллизовывают определенные черты характера: это умение терпеть, преодолевать, бороться, приходить на помощь – самые важные, на мой взгляд, человеческие качества. Неважно, кто ты – мужчина или женщина, подросток или пожилой человек – горы всегда выстроят с тобой особый, глубоко личный диалог. Главное – правильно понимать их месседжи и трезво оценивать свои силы: зачастую амбиции человека превышают его реальные возможности, могут привести к трагедиям... У меня было более 107 удачных восхождений и 17 неудачных, но эти неудачные попытки дали мне незаменимый опыт выживания и даже спасли мне в дальнейшем жизнь.

Прививка мужества
«Альпинизм – это прививка мужества для всей нации» – цитата из знаменитой книги «Категория трудности», на которой выросло несколько поколений альпинистов, легендарного Владимира Николаевича Шатаева, волею судьбы ставшего моим первым инструктором. Мечтаю, чтобы эта книга вышла и на азербайджанском языке: нашим ребятам необходимо читать такую литературу, которая прививает любовь к альпинизму, воспитывает качества, которые довольно сложно получить в современном мире. Баронесса Тэтчер как-то заметила, что «все лезут на Эверест для себя, но стоя на его вершине, каждый поднимает  флаг своей страны». Я всегда брал с собой на вершины один-единственный – знамя Азербайджана и больше никакой другой, даже флаг своей компании не брал. Лишь более года назад прибавился еще и флаг Азербайджанского альпинистского клуба. Флаг Азербайджана у меня за пазухой побывал со мной на Эвересте, на Канченджанге, на Северном полюсе, в Антарктиде, на всех высочайших вершинах всех континентов и почти во всех горных системах планеты. В 2014 году именно этот флаг, местами разорванный, со следами крови, я передал на хранение в Музей флага Азербайджана. И сейчас, когда я оправляюсь в какую-то экспедицию, то иду в музей и забираю этот флаг под расписку. Редкий музей может похвастаться таким экспонатом, с такой историей! И я очень надеюсь, что и в будущем кто-то другой, когда это мне будет уже не по силам,  будет брать с собой именно этот флаг и продолжит его славную историю восхождений.

Передать эстафету
Полтора года назад я принял решение начать тренерскую деятельность. Триггером послужила трагедия в наших горах, случившаяся в конце 2017 года, когда мы потеряли сразу трех молодых альпинистов. Это очень больно... Одной из причин произошедшей трагедии послужило то, что у нас к тому времени была фактически полностью разрушена система воспитания и подготовки альпинистов.
Горы требуют от нас знаний, опыта и сосредоточенности. Горы делают нас выше, учат добиваться намеченного, проходя через трудности. Но мы не должны забывать и о том, что горы, при всем сказанном, опасны и не прощают ошибок. А когда нет рядом ментора с соответствующей подготовкой, молодежи кажется, что можно пуститься в авантюру в горах, не понимая всей тяжести последствий. За два года до трагедии, когда я отошел от общественной деятельности у меня был разговор на Эльбрусе с погибшим позже Намином Буньядзаде. Он тогда сказал мне: «Вы отошли от дел, а мы живем и выживаем, как можем, соглашаемся на те правила игры, которые нам навязывают». Я эти слова вспомнил после трагедии, и мне стало не по себе... Поэтому мы с моим напарником, проанализировав ситуацию, закончили за рубежом Центральную школу инструкторов и, пройдя стажировку, получили звание инструкторов, чтобы иметь возможность передать часть своего опыта тем, кто хочет совершать горовосхождения у нас в стране. И для этих целей мы организовали Азербайджанский альпинистский клуб. Как спортсмен наверное уже многое сделал на личной стезе, но я бы хотел, чтобы была преемственность, чтобы росли новые кадры, которые понесут нашу эстафету дальше.

Чистые пути к вершинам
Горы нужны нам для того, чтобы познать мир, стать сильнее и лучше. Но, к сожалению, находясь в горах, не все задумываются о том уроне, который наносит человек экосистеме гор. Мы должны помнить, что, приходя в горы и наслаждаясь их красотами, удовлетворяя свои амбиции, надо беречь окружающую нас природу. В частности, не только не оставлять за собой мусор, но и забирать оставленный другими.
Независимо от того, хожу ли я сам на вершину, вожу в горы клиентов как гид или работаю со спортсменами как инструктор, я всегда стараюсь очищать от мусора и территорию лагерей, и горные тропы. Возвращаясь домой с сознанием реализованной мечты, мы должны оставлять за собой, в горах, лишь пройденные маршруты – и ничего более.

Интервью: Лейла Султанзаде

Фото: Эльчин Гулиев, личный архив