7 ноября в Национальном Музее искусств Азербайджана прошла выставка турецких мастеров тазхиба и эбру, организованная журналом Nargis и Турецким культурным центром Юнуса Эмре.
Гюнай Аббасова
Турецкое декоративное искусство сегодня вызывает большой интерес у поклонников прикладного творчества. Фарфор, эбру (искусство живописи на воде), каллиграфия, тазхиб (иллюминированная рукопись) и миниатюра – наиболее интересные его образцы.
Созданная в Турции организация Sultan of Sultans, объединяющая творческих людей, знакомит мир с жемчужинами искусства, основанного на древнейших турецких традициях. Учредители этой организации – художники Аслыхан Искендере и Хулья Эрдем поделились с нами секретами и тонкостями искусства, которому посвятили жизнь.
Добро пожаловать в наш город. Какие впечатления от визита?
Аслыхан: Это уже второй наш приезд в Баку. В этот раз мы ознакомились с работами азербайджанских художников и ковроделов и были восхищены красотой и изяществом узоров азербайджанских ковров, выставленных в Музее искусств. Кроме того, нас поразили скульптуры, созданные под впечатлением от дастана «Деде Горгуд». Одним словом, увидели образцы практически всех сфер искусства.
А как вы стали художниками? Кто-то в семье подтолкнул вас к этому?
Аслыхан: Моя сестра занималась живописью, а брат - архитектурой. И в том, что я стала художницей, они сыграли непосредственную роль. Образование получила на факультете искусств Университета Йедитепе. Я благодарна своей преподавательнице Хулье Эрдем за то, что она ориентировала меня на выбор такого вида творчества, как тазхиб.
Хулья: В университете я училась на факультете турецкого языка и литературы. И то, что я прочла тогда о турецком творчестве и культуре, пробудило у меня интерес к изучению каллиграфии. А с середины 1980-х годов я начала заниматься тазхибом. С отличием окончила частные курсы во Дворце Топкапы. И уже на протяжении многих лет занимаюсь тазхибом и преподаю его.
Что отличает декоративное искусство от живописи?
Хулья : Тазхиб – это творчество, сформированное исламскими традициями. В каллиграфии, эбру, миниатюре, иллюминированной рукописи, как и в искусстве фарфора, заранее известны изображение, форма и цвет будущей картины. То есть художник работает в строго определенных рамках. Но, вкладывая душу в каждую работу и интерпретируя ее по-своему, он создает оригинальные произведения.
Вы выставляли свои работы?
Аслыхан: У меня прошло около десяти выставок. Самая последняя – в Баку в апреле этого года. Начиная с 2013 года, наши выставки проходят под эгидой организации Sultan of Sultans, которую мы создали в Стамбуле.
Хулья: А я своим выставкам уже потеряла счет. Мои произведения выставлялись не только в Турции, но и во многих других странах мира, в частности в Германии, Австрии, Боснии и Герцеговине.
И в какой стране был больший интерес к этому творчеству?
Хулья: В сравнении с другими странами, наибольший интерес к нашим работам мы видим, конечно же, в Турции. Этому есть свои причины. Дело в том, что раньше не было широких возможностей, чтобы познакомить страны мира с декоративным искусством Турции. Но сегодня искусство каллиграфии известно во всем мире. Даже в Великобритании функционирует «Исламский арт-рынок».
В чем философия искусства каллиграфии?
Хулья: Турецкие декоративные искусства имеют и религиозную сторону. Ислам, как известно, запрещает изображать живых существ. И мусульмане нашли выход в каллиграфии. То есть они начали по-своему передавать происходящие события и портреты людей – посредством слов и цветов. Проще говоря, наше искусство родилось из запрета. Со стороны это выглядит обычным кораническим письмом, но требует огромного терпения и вдохновения. Это творчество обогащает человека духовно. Впрочем, доказано, что если повесить такое произведение дома на стене, это принесет изобилие и процветание.
То есть Ваши произведения имеют своего рода «душу»?
Аслыхан: Конечно. К примеру, в творчестве эбру тюльпан символизирует Аллаха, одиночество и единство. Потому что на одном его стебле всегда растет один цветок. В каллиграфии тоже есть линии (строки) и буквы. И воспринимать такую рукопись лишь как картину или своего рода декор – грех.
Сколько времени занимает создание одного произведения?
Хулья: Иногда целый месяц. Так как это искусство связано с определенными законами и правилами, а также математическими вычислениями, то невозможно выходить за установленные рамки. Чтобы стать хорошим каллиграфом, надо потратить по крайней мере 10 лет жизни. Рука сразу отвыкает от работы, даже если не писать всего один день.
Удовлетворяет ли Вас интерес молодежи к исламскому искусству?
Аслыхан: То, что это искусство и его произведения дошли до наших дней, само по себе чудесно. Довольно много молодежи интересуется каллиграфией и изучает ее. Просто надо влюбиться в это искусство. Сегодня в организации, которую мы учредили вместе с Хульей ханым, есть много молодых людей, которые постигают тайны декоративного искусства.
Мы очень благодарны нашему Чрезвычайному и Полномочному послу Исмаилу Алперу Джошгуну и руководителю бакинского Турецкого культурного центра Юнуса Эмре (Bakü Yunus Emre Türk Kültür Merkezi) Серрийе Гюндогду за то, что они предоставили нам возможность продемонстрировать свои произведения.