Черно-белое как веха в истории искусства…
Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…
Черно-белое как убеждение и опровержение…
Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome.
«Писать о ней – все равно, что пытаться завернуть в бумагу 115 фунтов дыма»
(Пит Мартин)
Когда еще совсем недавно весь мир наблюдал за фееричной церемонией открытия I Европейских игр, в Баку состоялось еще одно примечательное событие. На сей раз – открытие выставки, посвященной женщине, чей образ стал бесспорным синонимом стиля и подлинного аристократизма.
В переводе с английского ее имя означает «грация». Полученное при рождении (а не приобретенное позднее, что практикуется в среде артистов), оно пришлось ей на удивление впору. Как те белые перчатки, что она так элегантно и непринужденно умела носить – и не казаться при этом претенциозной.
«Что, если с самого раннего детства она была приучена соответствовать своему имени?..», – скажут одни в попытке постичь природу ее, словно бы врожденной, грациозности. «Щедрый подарок богов», – списав на прихоть судьбы, возразят иные… Так или иначе, но грациозность – естественная, как абсолютный слух или дар предвидения, – была в ней самоочевидна. Элегантность без намека на жеманство, женственность без тени искусственности, чувственность без вульгарности – величавая красота, казалось, несознаваемая самой ее владелицей. Пожалуй, это и было ее главным талантом (помимо актерского и княжеского амплуа) – кажущееся весьма убедительным неведение собственной красоты. Красоты, обрамленной едва заметной меланхолией фиалковых глаз, так и не раскрывших нам своей тайны.
«Она была настоящей принцессой с самого рождения»
(Фрэнк Синатра)
Признанная самой кассовой актрисой Голливуда эпохи пятидесятых Грейс Келли родилась в Филадельфии 12 ноября 1929 года. Ее мать Маргарет Майер, будучи немкой по происхождению, ради семьи оставила не только лоно лютеранской церкви, перейдя в католичество, но и карьеру фотомодели. Отец Грейс Джек Келли – честолюбивый выходец из Ирландии – сколотил солидное состояние на строительной промышленности. Преуспел он и в спорте, добившись ни много ни мало титула олимпийского чемпиона по академической гребле. Одним словом, само воплощение american dream. Возможно, к этому идеальному образцу благополучной жизни подспудно стремилась и Грейс, которая вскоре пожертвует звездной карьерой ради семейного счастья…
Начальное образование она – третий из четырех детей Келли – получила в католической школе. Выросшая в роскошном особняке, сызмальства вращавшаяся в высших кругах светского общества, Грейс тем не менее не стала паразитировать на фамильном статусе. Провалив вступительные экзамены в колледж, не добрав необходимого количества баллов по математике, она решила испытать себя на артистической стезе. Благо за плечами был положительный опыт выступлений в школьных спектаклях. Известный драматург, лауреат Пулитцеровской премии Джордж Келли был в числе тех редких родственников, кто поддержал желание амбициозной племянницы поступить в Академию драматического искусства в Нью-Йорке.
Голливуд отнюдь не сразу распахнул свои двери навстречу целеустремленной девушке. Параллельно с учебой в Академии Грейс активно снималась в рекламе для печатных изданий, в телесериалах, выступала и на театральной сцене.
Карьера Грейс Келли в большом кино, стартовавшая в 1951 году фильмом «Ровно в полдень» Стэнли Крамера, насчитывает всего пять лет. Но за это короткое время она успела стать обладательницей «Золотого глобуса» и заветного «Оскара», которого она, обойдя Одри Хепбёрн, Джуди Гарленд, Джейн Уайман и Дороти Дэндридж, получила за роль в фильме «Деревенская девушка».
Широкую известность в кино ей принесло успешное сотрудничество с Альфредом Хичкоком, для которого внешность Грейс стала воплощением сдержанной красоты – «тонкой и дразнящей». Она снялась в трех картинах непревзойденного мастера детективного жанра, но этот краткий список мог быть пополнен, если бы не неожиданный поворот в сюжете жизни самой Грейс.
Преподаватель актерского мастерства Дон Ричардсон, кинозвезда Бинг Кросби, модельер Олег Кассин, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви… Вот далеко не полный перечень поклонников, добивавшихся руки Грейс. Но свой выбор блистательная блондинка остановила на… принце. На настоящем принце из крошечной, но очень живописной страны под названием Монако.
Отныне Грейс, оставившая по требованию мужа карьеру в кино, уделяет всё свое время семье, детям и благотворительности. Именно по инициативе княгини в Монако была введена традиция проведения ежегодных рождественских праздников для детей княжества. Она также являлась президентом Красного креста Монако. Руководила она и фондом, целью которого было поддержание ремесел и оказание помощи детям, находившимся во французских больницах.
Ее жизнь кажется безмятежной, как небо над поверхностью лазурного моря… Но так ли это было на самом деле? Если да, то почему на снимках она всегда предстает грустной?.. Можно лишь утверждать, что ее биография была лишена драматических конфликтов и крутых перегибов – Грейс Келли на редкость органично вписывалась в образ благоразумной женщины, словно бы освещенной изнутри негаснущим мерцанием…
«Ей было присуще царственное величие еще до того, как она стала княгиней. Внутреннее чувство стиля сослужило ей верную службу: оно превратило ее в легенду. Грейс была неподражаема»
(Памела Фьори)
В тот погожий осенний день княгиня, отказавшись от услуг водителя, села за руль автомобиля, дочь Стефания уселась на свое привычное место. Деревья, вытянувшиеся вдоль дороги, возвышающейся над обрывом, еще не сменили своей летней окраски. Легкий ветер раскачивал их кроны. Теплый сентябрьский день обещал быть не более чем продолжением предыдущих… Но неожиданно машина Грейс рванулась в сторону, полетела вниз с 30-метровой высоты… Дочь, отделавшись травмами, осталась жива. 14 сентября 1982 года стало финальной точкой жизни Грейс. Причиной ее ухода стал инсульт.
Экспозицию «Грейс Келли: принцесса и икона стиля», что проходит в Центре Гейдара Алиева и продлится до 1 ноября, удачно обрамляют #черно-белые фотопортреты. Они красноречиво свидетельствуют о том, что в любой роли, будь то амплуа деревенской девушки или дамы из высшего общества, она неизменно оставалась леди. Среди многочисленных экспонатов выставки – нарядов, украшений, писем, автомобилей – можно встретить и афишу фильма «Лебедь», который стал последним в ее карьере. Вовсе не удивительно, что на роль царевны-лебедя была утверждена именно она – Грейс Келли.
Нонна Музаффарова