Черно-белое как веха в истории искусства…
Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…
Черно-белое как убеждение и опровержение…
Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome.
«Меня не притягивает действие, пусть даже очень любопытное или захватывающее. Я предпочитаю метафизику статики. Люблю наблюдать за душами предметов».
На сайте www.khrustalyov.com вы не найдете работ, выполненных в жанре стрит-фотографии. Преимущественно монохромные, изредка цветные наблюдения за жизнью Баку - как Старого, так и частенько меняющего свой облик Внешнего города; его жителей, задумчивых и импульсивных, праздных и деятельных - остались за пределами эстетских альбомов «Places», «Compositions», «Minimum»… Автор сайта Сергей Хрусталев утверждает, что нынче «улицу фотографируют все». Ошибается. Фотографируют пусть и многие, но видит-то – не как все - далеко не каждый.
Так или иначе, но фотограф предан своему внутреннему голосу. «Снимать то, что близко мне. Этим принципом я и руководствуюсь", - признается Сергей в беседе. Может, эта верность собственной природе и придает его фотографиям особую интимность?..
«Так же как ребенок вдыхает жизнь в куклу или оловянного солдатика, так и художник вдыхает жизнь в свои произведения — точно ребенок — в игрушки». Эти слова поэта и рок-музыканта Патти Смит в точности определяют сущность творчества Сергея Хрусталева…
Мы становимся свидетелями волшебного преображения подземных переходов, лестничных пролетов, галерей… Наш взгляд не просто отмечает следы – мы слышим эхо шагов, прошедших только что по запорошенному снегом асфальту… Вслед за фотографом, в причудливо изогнутой проволоке мы обнаруживаем слона, заблудившегося в воздушных проводах, а в расстеленных на полу мешках из-под цемента - космический ландшафт, охваченный светом отправляющегося на закат Солнца.
Одним словом, снимки Сергея Хрусталева демонстрируют нам неявную сторону окружающей повседневности. Ее поэтическую ипостась…
С некоторыми тайнами своей творческой лаборатории фотограф поделился и с нами.
«Я люблю находить завершенность композиции в обыденных вещах. В случайном расположении предметов, в движении штор, в узелке бечевки… Во всем этом присутствует метафора - перекличка с состоянием человека, с его характером… Главное, быть с ними на одной волне - звучать в унисон, - и тогда они оживут».
«Когда ты занимаешься фотографией, ты начинаешь подмечать то, чего прежде не замечал. Здесь, возможно, существует связь с чем-то потусторонним. Не знаю… Но я убежден - реальность преображается, когда я выхожу на съемку. Хорошая фотография это как… провидение, божий промысел».
«Я никогда не вторгаюсь в личное пространство людей, которых фотографирую. Если я навожу объектив и замечаю чье-либо недовольство, то убираю фотоаппарат. Тут все должно быть обоюдно».
- Да, мне близка строгость черно-белой фотографии. Наверное, это исходит от любви к графике, к рисунку вообще. Рисовать что-то, выводить абрис гораздо сложнее, чем просто покрывать холст красками. К тому же, цветом можно обмануть – привлечь внимание зрителя симпатичным колоритом, а здесь я апеллирую только двумя красками – черным и белым. Хотя… Если вы обладаете чувством гармонии, то вам удастся работать и с цветом.
- А это чувство можно привить?
- Это, скорее, врожденное, - подумав, отвечает Сергей. Оно срабатывает на уровне интуиции…
Отстраненность взгляда и ненавязчивая эмоциональность, легкая ирония и безупречное чувство композиции, далекое от дотошного аккуратизма… Все это насыщает творчество Сергея Хрусталева лиризмом и красноречивостью, с лихвой покрывающими свойственную фотографу в жизни немногословность.
От себя же, в свою очередь, пожелаю Сергею не останавливаться, а совершать и впредь удивительные метафизические открытия в содружестве со своим фотоаппаратом.
Текст: Нонна Музаффарова / Фото: пресс-материалы