Одним из самых первых фильмов в истории синематографа значится «Политый поливальщик» (1896) бр. Люмьер. В кадре два персонажа с экспромтной мизансценой: старик- садовник с колоритными усами поливает из шланга лужайку, а шкодливый мальчишка в это время наступает на шланг, да так, что струя воды обдает старика с головы до ног. Расплата не заставила себя ждать – старик догнал и как следует отшлепал сорванца. При первом же просмотре публика разразилась дружным хохотом... Вот с этого-то бурлескного этюда и отсчитывается долгая и славная летопись жанра кинокомедии.
Вуди Аллен
В этом безусловно неординарном художнике в равных долях и вполне гармонично слились ипостаси актера, сценариста и режиссера. Его хватает на все: и на сцену театра, и на кино, и на TV. Неспроста он включен единодушным голосованием киноакадемиков в тройку лучших комиков всех времен. За 50 лет работы в кинематографе у Вуди набралось достаточно экранного материала, и большая часть – со знаком качества. Его творчество делится на ряд периодов, начиная со старта с треш-пародиями на жанровые условности. Апогеем его творческой карьеры стали сценарные реконструкции русской и англоязычной литературной классики, высмеивающие сам пафос драматического искусства.
Роуэн Аткинсон
Далеко не все его поклонники знают настоящее имя своего кумира: уж очень благозвучно и лаконично звучит имя его персонажа, от одного только взгляда на которого делается смешно до колик! И все благодаря мастерскому умению Аткинсона владеть мимикой «совершенного придурка», а также собственным телом и энергией зрителя. Его герой – Мистер Бин до того нелеп, что каждый раз его словно спасает сам Господь Бог. Актер стал достойным преемником традиций гэгов своих экранных праотцов: Арбокля, Жака Тати... Он один из немногих комиков, кому удалось удачно переместиться из студии TV на мировой киноэкран.
Андре Бурвиль
В послевоенном французском кино этот комик в образе симпатичного просто- фили запомнился и своими вокальными данными, ведь свой песенный дар Андре пестовал еще на подмостках театра эстрады. Он с успехом снимался в воде- вильных кинокомедиях. Для французского кино он остался типичным нормандцем, то и дело оказывающимся в идиотских ситуациях, из которых он, однако, всегда находит оригинальные, хитроумные выходы. Его обаяние неизменно, будь то комедия «Три мушкетера», где он снялся в роли слуги, или образ подсадной утки в банде гангстеров из фильма «Разиня».
Вупи Голдберг
Ее шарм и обаяние кроется в лучезарной белоснежной улыбке и «блюзовом» афроамериканском темпераменте. Это особенно зримо в фильме мюзикле «Действуй, сестра!», где героиня Вупи неожиданно для себя, под давлением обстоятельств примеряет роль сестры-монахини, спасая «заблудшую овечку», чудом вырвавшуюся из рук гангстеров. Этой ее первой главной комедийной роли так же сопутствовал успех, как и второстепенной, но ставшей звездной роли в сентиментальном культовом триллере «Привидение», послужившей некой аттракцией для зрителя.
Трио Вицин—Никулин—Моргунов
Знаменитое советское культовое актерское трио: Евгений Моргунов (Бывалый) – Юрий Никулин (Балбес) – Георгий Вицин (Трус)... Недаром компания Google специально для русскоязычных пользователей к 90-летию комедиографа Леонида Гайдая разработала праздничный логотип – дудл с изображением режиссера и этой троицы. Эти персонажи дороги целому поколению как яркие социальные шаржи: «беззубый» интеллигент, корыстный чиновник и беспробудный инфантильный алкаш. Тема остается актуальной: новое поколение переносит ее в свой виртуальный мир – net-паутину, в игры-квесты для борьбы с гоблинами и инопланетянами...
Джим Керри
Для удачливого шоумена, трансформировавшегося в голливудского комика-лицедея, на тот момент был жизненно необходим «условно автобиографический» сценарий с характерным названием «Маска», в дальнейшем ставший культовым гротескным кинокомиксом Фабрики грез. В этом масскультовом фильме Джим представил цирковые элементы эскапады, бурлеска, балагана и пародийной интерпретации, тем самым предваряя забавную классическую историю о двойственности «Доктор Джекил и мисс Хайд» и дальнейший триумф утрирования символических образов – сюрную комедию положений «Тупой и еще тупее».
Лайза Минелли
В ней органично воплотились дар актрисы комедийного амплуа, недюжинный вокал, природная женская пластика и неповторимо живая мимика. Всемирная слава Лайзы ознаменовалась главной ролью в мюзикле «Кабаре» Боба Фосса с впечатляющей палитрой игры слов в сочетании с речитативным пением и танцами, демонстрирующими безупречное эстрадное мастерство актрисы, привнесшей в кино запоминающийся сложный образ – синтез гротеска и лирики. Лайза Минелли принадлежит к звездному бродвейско-голливудскому семейству, хранящему традиции мюзик-холла.
Пьер Ришар
Один из ярких комедийных образов французского кино – полный кретин и лузер, да еще с замашками застенчивого, рассеянного недотепы! Для Ришара триумфальным завоеванием зрительских симпатий стал ряд комедий: пародийная экшн-сага о похождениях суперагента поневоле – «Высокого блондина в черном ботинке»; вынужденный воспитатель-страдалец строптивого дитяти-мажора в фильме «Игрушка»; хронический неудачник в комедии положений «Невезучие»... Кстати, популярность Ришара однажды привела его и в Баку: он был приглашен на юбилейные торжества по случаю 75-летия лидера нации Гейдара Алиева.
Альберто Сорди
Яркий дебют в главной роли, триумфально состоявшийся в фильме «Белый шейх» самого маэстро Федерико Феллини, открыл истинное дарование Сорди как носителя трагикомического амплуа. Он создал блестящий образ самовлюбленного, эксцентричного неудачника. Лейтмотив всех комических ролей Альберто – бессмысленность всех устремлений его героя, традиционно воплощающего в своем характере нечто среднее между индифферентной вялостью и взрывной экспрессией.
Норман Джозеф Уиздом
В возрасте 31 года Уиздом дебютировал на сцене. Всего два года ему понадобилось, чтобы стать звездой Вест-Энда, а вскоре после этого он покорил большой экран. Чудаковатый баламут в образе вечного тинейджера-недотепы развлекал зрителей Туманного Альбиона и весь англоязычный Новый Свет кинолентами о похождениях мистера Питкина и запомнился как универсальный эксцентрик, пришедший в кинематограф прямиком из мюзик-холла и потому привнесший в него элементы эстрады.
Луи де Фюнес
Мастер гримас и ужимок с базисным драматическим опытом долго и кропотливо прокладывал свой тернистый путь на звездный Олимп кинематографа. Его творческая стезя началась с театра-кабаре, а первая, эпизодическая роль состоялась лишь в возрасте Христа. У Луи было достаточно времени, чтобы отточить свое мастерство буффонады, которое в дальнейшем успешно трансформировалось на экране в такие культовые роли, как незадачливый комиссар Жюв в трилогии о Фантомасе, пытающийся подсидеть своего шефа сержант Крюшо в киносаге о жандармах из Сен-Тропеза, гангстер в фильме «Разиня», дирижер-плут в «Большой прогулке»...
Адриано Челентано
Еще одно спонтанное открытие прозорливого маэстро Феллини. Совсем еще юный и прекрасный Адриано вызвал бурю восторга, едва появившись в эпизоде фильма «Сладкая жизнь» в образе экспрессивного, сексуального красавчика – исполнителя рок-н-ролла, демонстрирующего невероятно выразительные (фирменные челентановские) телодвижения. Такой звездный старт открывал перед ним дверь в любой жанр кинематографа, но Челентано выбрал комедию. Его амплуа комического актера отличается фирменными знаками качества: природной пластикой, музыкальной эксцентричностью и ярко выраженной харизматичной образностью, опирающейся на чисто итальянский менталитет и фольклорный юмор.
Чарльз Спенсер Чаплин
В воображении любого поклонника кино при этом имени ассоциативно возникает маленький человечек с черными усиками, в помятых брюках, нелепых громоздких башмаках и котелке, с неизменной тростью в руках. Экранный образ жалкого и симпатичного бродяги Чарли появился, когда Чаплин только-только делал первые шаги в немом кино, пробуя себя в самом что ни на есть низкопробном жанре треш-иллюзиона. Благодаря таланту ему удалось подняться до высот артхаусного кино. А его «Огни большого города» стали одним из самых кассовых фильмов своей эпохи, войдя в десятку лучших фильмов всех времен и народов по версии Американской киноакадемии.
текст: УЛЬВИ МЕХТИ/фото: Пресс-материалы