ПОЭТ-РЕМЕСЛЕННИК ВЫСОКОЙ МОДЫ

Его девиз – экстравагантность и риск. Его одинаково вдохновляет как скромная поэзия простых парижских улочек, так и пышное убранство знаменитых театров. Такая парадоксальная смесь и порождает кутюр, не похожий ни на какой другой. Имя ему – Франк Сорбье. Мечтатель с завышенными требованиями к самому себе, Франк Сорбье занимает особое место в мире кутюра. По примеру искусных мастеров, с которыми работает, он считает себя дизайнером-техником.

sorbier_nargis_by_olesya_okuneva_23_copy

Ателье маэстро Сорбье в Париже – квинтэссенция мастерства, таланта, умения и требовательности. По словам самого Сорбье, кутюр – это целая культура, даже, можно сказать, культ, служению которому он посвятил свою жизнь. Вместе с Изабель Тартьер, своей спутницей и правой рукой, Сорбье составляет талантливый тандем. Они прорабатывают каждый силуэт наряда – от первого штриха на эскизе до последнего шва, делая одежду произведением искусства.

Причисление Франка Сорбье к сонму избранников haute couture произошло молниеносно, несмотря на то, что мир элитарной моды закрыт и известен своей взыскательностью.

В 1999 году представленная им коллекция произвела фурор, навсегда закрепив за Сорбье статус великого модельера.

В 2005 году Сорбье с энтузиазмом принял предложение поработать над созданием театральных костюмов для оперы «Травиата», поставленной для фестиваля под открытым небом.

В 2008 году он продолжил это сотрудничество, занявшись дизайном костюмов для постановки «Сказок Гофмана».

sorbier_nargis_by_olesya_okuneva_13_copy

Франк Сорбье умело сочетает изысканную элегантность со смелыми решениями и инновациями. Так, во время показа осень-зима 2013/14 зрителям была представлена своеобразная арт-коллекция – 14 нарядов в одном. Таким способом кутюрье проиллюстрировал в 3D формате сказку писателя XVII века Шарля Перро «Ослиная шкура». Это был неожиданный, провокационный, ошеломляющий, но, безусловно, умелый микс моды, литературы и высоких технологий.

А на последней парижской Неделе моды его коллекция была представлена как лесная прогулка, совершаемая компанией средневековых красавиц из высшего сословия. Прогуливаясь, девушки держали руку на груди, как на итальянских полотнах времен Ренессанса, что еще больше погружало зрителя в атмосферу минувшей эпохи. Сегодня Сорбье — одна из главных фигур не только французской, но и мировой моды. Кутюрье прославился своим умением преобразовывать ткани. Владея известной только ему технологией, он ловко использует шикарную фактуру в благородной кутюрной конструкции.

Недели моды, между которыми не такие уж длинные интервалы, превратились в своего рода «марафон» для дизайнеров, погоню за неуловимыми изменчивыми тенденциями. Расскажите подробнее о Вашей коллекции, представленной на последней Неделе моды.

Она является данью моде 20–30-летней давности, когда при создании нарядов использовались богатые тяжелые ткани. Поколение 80–90-х было другим. Тогда было больше денег и, конечно же, женщины предпочитали одеваться в эксклюзивные роскошные наряды. Сейчас во Франции недолюбливают богатых, и для высокой моды у нас настали сложные времена. Последняя коллекция абсолютно классическая, но в то же время и современная. Главной моей идеей было создание праздничных нарядов.

Впрочем, кутюрная одежда всегда праздничная.

sorbier_nargis_by_olesya_okuneva_52_copy

Ваши показы всегда неожиданны, удивительны и содержат в себе сюрприз. В одном из дефиле Вы представляли коллекцию в виде спектакля на сцене театра, а на этот раз модели прогуливались по роскошному саду под моросящим дождем. Риск и оригинальность – это неотъемлемая часть наследия Дома Сорбье?

Видимо, да. Уже в четвертый раз мы показываемся под открытым небом.

Погода была пасмурная, но так как в июле представляют зимние коллекции, нас это не смутило. Однажды мы выбрали сады Фонда Cartier, где модели стояли в коробках, как куколки, а дефиле совершала публика, чтобы их рассмотреть. По моему мнению, натуральный дневной свет придает реальность, чувственность и особую ценность вещам haute couture.

Мне никогда не нравились подиумные дефиле, во время которых модели мелькают, словно сдают спортивные нормативы. Раньше образы высокой моды отличались от моделей pret-a-porter: девушки знали ценность вещи, которая на них надета, и их целью было не просто показать, но и подать наряд более выигрышно, «продать» его. Меня не устраивает нынешняя общая тенденция, когда почти подростков наряжают в дорогие платья, на изготовление которых ушло колоссальное время. Но такие юные модели не могут достойно преподнести работу кутюрье.

Каждое мое шоу – это мини-спектакль. Я вдохновлен Мюглером и Монтана, для которых синонимом слова «дефиле» всегда было слово «праздник». Мои идеи очень часто зависят от технических возможностей, в первую очередь от места проведения. Затем мы разрабатываем концепт вместе с Изабель.

Вы часто обращаетесь к прошлому. А Вам самому хотелось бы жить в другой эпохе?

Скорее, я с удовольствием путешествовал бы в другие времена. Например, в эпоху XIX века. Тогда элегантные женщины носили платья с кринолинами, но уже начинала развиваться индустрия. Это было время парадоксов: человечество уже вступило в современность, но еще не было утрачено культурно-историческое наследие. Вот почему мне очень нравится стиль эпохи известного романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

sorbier_nargis_by_olesya_okuneva_1_copy

Вы умело соединяете инновации и традиции, как в Вашем дефиле 3D. Современные технологии помогают Вам в работе по созданию коллекций?

Мне было интересно попробовать воплотить эту идею, но лично я считаю себя «доисторическим человеком». Я в совершенстве владею швейной машинкой, а вот от компьютеров далек. По-моему, ни одна, даже самая совершенная, машина не сможет воспроизвести точность и тонкость работы, выполненной человеческой рукой. Но в скором будущем, совмещая ручную работу и новые технологии, наверняка, можно будет достичь результата, отличного от того, что мы имеем сегодня.

Вы радикальны в своем традиционном подходе. Это ручная вышивка, ткани, расписанные вручную…

В этом и есть основная идея высокой моды. Мои поставщики – мастера, которые создают ткани высочайшего качества, а также обувь по специальным эскизам и оригинальные аксессуары. В этом сезоне я использовал материалы, которые применяются для отделки интерьера, хотя раньше их также использовали для пошива кутюрных коллекций. Жаккардовая ткань с крупным узором насыщена принтами, а кружево создает иллюзию вышивки.

Было бы интересно узнать подробности Вашей работы над театральными костюмами.

Анри-Жан Серва, постановщик оперы «Травиата», присутствовал на презентации одной из моих коллекций, которая была посвящена кинематографу. И именно он предложил мне творческое сотрудничество по созданию костюмов. Мне очень часто говорили, что мои коллекции театральны, так что я согласился, не раздумывая. Я обожаю сюжет «Травиаты» и получил истинное наслаждение, создавая великолепные, пышные сценические платья. Это был волшебный опыт, который позволил мне соприкоснуться с театральным миром.

Затем был незабываемый период создания сценических костюмов для таких всемирно известных звезд эстрады, как Милен Фармер и Джонни Холлидей. Именно высокая мода дала мне возможность встретиться с людьми, которых я бы никогда не увидел, работая в prêt-à-porter.

sorbier_nargis_by_olesya_okuneva_47_copy

А как насчет Вашего выбора музыки? На чем Вы основываетесь, подбирая музыкальное сопровождение для показов?

Для меня музыка – неотъемлемая часть дефиле. Она задает тон выбранной эпохе и настроение показу, погружает публику в задуманную мной атмосферу. Работу над коллекцией я очень часто начинаю именно с музыки, которая меня вдохновляет.

Но современная музыка, к сожалению, плоская. Поэтому для последнего «средневекового» показа мы выбрали композицию из старинных архивов, а затем брат Изабель сделал для нас ее оригинальную обработку. Основной идеей было найти музыку Ренессанса, но с потенциалом, позволяющим выгодно подать ее в современном контексте. Сохранение в мелодии таинственности и одновременно торжественности, праздничности стало нашей целью.

В завершение беседы хочу попросить Вас дать несколько советов современным женщинам.

Главное – быть в гармонии с собой, умело сочетать вещи. Старайтесь подчеркнуть свою индивидуальность продуманным стилем. Не гонитесь за модой, она быстротечна. Носите то, что вам идет. Ведь одеждой мы можем скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. В эпоху мини-юбок эти самые юбки носили все, но далеко не всем они шли (смеется). И еще совет: поменьше пластической хирургии. Женское тело и так прекрасно. Именно женская красота вдохновляет меня на создание новых коллекций.

sorbier_nargis_by_olesya_okuneva_41_b-w_copy

ИНТЕРВЬЮ И ФОТО ОЛЕСЯ ОКУНЕВА

Материал опубликован в четвертом номере