Многие женщины довольствовались бы тем, что замужем за богатейшим человеком страны занимались бы исключительно собой и детьми. Но только не она. Ника Белоцерковская, несмотря на материальное благополучие и пятерых детей, состоялась не только как жена и мать, но и как независимая бизнес вумен и незаурядная личность. Она ведет один из самых читаемых блогов Belonika.ru, выпустила несколько кулинарных книг, последняя из которых — "Про еду. Про вино. Прованс" — отмечена премией Gourman World Cookbook Awards как лучшая книга о Франции в России и выдвинута в номинации "Лучшая книг а в мире о Франции". Зная Нику, можно уверенно сказать, что все ее достижения вполне закономерны. Ведь даже ее имя предвещает успех: Ника — так звали древнегреческую богиню победы.
Чем для Вас является такая область творчества, как кулинария?
Для меня это, во-первых, некий способ приложения сил к гармонизации окружающего мира. Во-вторых, я очень люблю, когда меня хвалят, а кулинария — самый быстрый способ сорвать аплодисменты... И, пожалуй, самый эффективный! Кроме того, я люблю фотографировать и готовить, и мне нравится этим делиться. В этом плане все как-то удачно совпало.
Я тоже фотографирую, рисую... Но если у меня нет настроения, не могу работать. А как у Вас?
Готовить в плохом настроении, конечно же, категорически нельзя. Лучше заняться чем-нибудь другим.
Говорят, "ноги" всех пороков и увлечений растут из детства...
Очевидно, так и есть. Мамина семья родом из Одессы. А одесситы — это такие полусоветские итальянцы. Они тоже непрерывно говорят о еде, все вертится вокруг нее, у них прямо-таки культ еды. Все летние каникулы я проводила у бабушки в Одессе. Помню то ощущение большого счастья: за столом собралась шумная семья, все галдят, едят, что-то обсуждают... Очень похоже на итальянскую семью.
А сами любите поесть?
Меня постоянно спрашивают, почему я так похудела. Дескать, кулинарный писатель не должен быть худым. И у меня на этой почве даже начались некие "профессиональные деформации"... Хочу сказать всем: мне интересно не есть, а пробовать! Для меня еда — постоянный источник вдохновения.
Действительно, учитывая Ваше занятие, как Вам удается оставаться такой стройной?
Я трачу очень много энергии, веду активный образ жизни.
Занимаетесь спортом?
Нет! Как бывшая спортсменка я ненавижу спорт. Просто очень много двигаюсь, от природы такая бодрая...
Как Вы считаете, стоит ли вносить изменения в классические рецепты?
Гастрономия, если говорить о ней как об искусстве, подвержена влиянию времени. И, как и в любом другом виде искусства, каждый истинный творец будет непременно вносить что-то собственное, индивидуальное.
Как Вы чувствуете, что будет вкусно, — руководствуясь интуицией или опытом?
Любому профессионалу необходима база, подкованность в своей сфере. Литературоведу необходима начитанность, музыковеду — "наслышанность"... А у человека, который пишет о гастрономии, кулинарии, должна быть базовая "напробованность".
И, наверное, определенная доля смелости? Ведь не каждый готов на эксперименты, особенно в еде...
Доля смелости нужна в любом деле. У меня так удачно сложилось, что я много путешествую, не ограничена в средствах и к моим услугам лучшие повара. И то, что я пишу, — это мой опыт, некая компиляция, замешанная на собственных эмоциональных впечатлениях, результат возможности экспериментировать, предлагая смелые сочетания вкусов и выходя за рамки привычного.
Ваши рецепты haute cuisine — для людей состоятельных?
Ни в коем случае. Даже когда я в книгах или блогах даю рецепты со сложными ингредиентами — всегда указываю на возможные замены, предлагаю упрощенные версии. Это, кстати, один из секретов популярности моего блога: мои рецепты адаптированы для большинства.
Среди Ваших рецептов есть и категория "фастфуд"?
И довольно обширная! Я сама люблю простые рецепты. Человеку занятому всегда дорого время. Поэтому я очень ценю профессионалов, умеющих буквально на глазах сотворить из простых продуктов гастрономический шедевр.
А как Вы относитесь к майонезу? Я спрашиваю потому, что у нас в Азербайджане просто культ майонеза.
Я очень люблю майонез. А что до культа, в этом Азербайджан не одинок — на всем постсоветском пространстве царит культ майонеза. Его истоки — в нашем прошлом: в советские времена выбор продуктов был небогатым, и, чтобы добиться "вкусности", люди использовали майонез. Для меня вкус майонеза — это вкус детства. Жирные салаты, приготовленные мамой, ее новогодний оливье... Даже сейчас я, когда готовлю этот салат на Новый год, никогда не делаю майонез сама. Непременно покупаю в магазине — и вкус детства возвращается... Кроме того, майонез для плохого повара — как белила для плохого художника: если напортачили что-то с готовкой, то достаточно добавить несколько ложек майонеза — и все будет очень вкусно.
Откуда взялась и какую роль играет в Вашей жизни столь популярная Жанна?
Ее мне подарила очень близкая подруга лет пять назад. Жанна очень фотогенична, у нее бывает разное выражение лица, у нее чувственный рот... Она очень красивая девушка! Я сразу ее полю- била. А вот Жанна меня просто использует!
А Вы ее?
Нет, что Вы! Я просто восхищаюсь ее смелостью, природными качествами, тем, что она может позволить себе то, чего не могу позволить себе я как примерная жена, мать и серьезная бизнес-леди.
А Вы часто готовите для семьи? Используете ли при этом свои проверенные, избранные рецепты или экспериментируете с новыми?
У меня в этом смысле вышла незадача: свои гастрономические достижения я не могу полностью реализовать в семье. Дети учатся за границей, мы с мужем живем на три дома и две страны. Но когда все-таки собираемся вместе, то эти семейные сборы для нас драгоценны. Вот тогда каждый заказывает мне то, что он любит. Причем и у сыновей, и у мужа персональные заказы...
И дома Вы сами все готовите, собственноручно?
Да, конечно. И если у нас гости, которых я очень люблю, особенно во Франции, то и они тоже заказывают мне что-то свое — какие-то особые закуски, пасты или морепродукты. И тогда я с удовольствием играю роль шеф-повара!
Интервью: Ульвия Махмудова / Фото: Pier Nicola Bruno