HER STORY: одна из первых женщин-искусствоведов Америки Гямяр Агаоглу

15-е октября 1903 года, Шуша, Азербайджан. В семье Талыбхан бека Талыбханова (1859-1920), потомка карабахских ханов, полицейского пристава во времена царской России и АДР, и Хейраннисы ханум на свет появится средняя из четырех дочерей Гямяр. У сестер родится и брат Гусейн.

Гямяр будет учиться в одной из школ Баку. К сожалению, достоверной информации о ее детстве не сохранилось. С приходом советской власти семье оставаться в Азербайджане становится опасно. Родной дядя нашей героини, близкий друг Мамеда Эмина Расулзаде и Юсифа Везира Чеменземинли, Гусейн Янар Мирзаджамалов, к которому многие обращаются, называя «дядя», помогает им перебраться в Турцию. Сам Гусейн-бей – преподаватель, поэт, переводчик и общественный деятель – оставит свой след в истории как один из первых и видных представителей азербайджанской миграции. У него не было ни семьи, ни детей, поэтому всю свою любовь и заботу он направил на деток своей сестры, Хейраннисы ханум.

Его усилия были не напрасны, ведь три его племянницы смогли внести свою лепту в науку и культуру своего времени. Так, старшая из сестер Сурая (1899-1974) станет видным филологом, фольклористом, будет посвящать научные работы и статьи азербайджанскому языку. Дильшад Талыбхан Эльбрус (1915-1979) – первая женщина-ученый Азербайджана в области ядерной физики.

Дильшад Талыбхан Эльбрус

 

Все дети свободно владели иностранными языками: турецким, русским, английским, а Гямяр и Дильшад свободно говорили и на немецком. Однако вернемся к средней из дочерей, к Гямяр.

На момент распада АДР Гямяр – 18 лет. Скорее всего, именно в Баку она знакомится с тогда мало кому известным Мухамедом Агаевым, который войдет в историю как Мехмет Агаоглу. Через некоторое время после миграции молодая пара свяжет себя узами брака.

В 1922 году молодые уезжают в Германию, а затем в Австрию. Они оба будут учиться в ведущих вузах Европы, здесь же еще через год родится их единственная дочь Гюльтекин.

В 1927 году Гямяр ханум получит докторскую степень в университете Стамбула в области восточной истории. Она посвятит свою жизнь искусству, а когда в 1929 году ее мужа пригласят в Детройтский институт изобразительных искусств, она переберется с ним и дочкой за океан. Уже навсегда.

В Америке у молодой семьи пока все благополучно. В 1933 году Мехмет Агаоглу, научный сотрудник и преподаватель в области восточного искусства, создает первую в Америке кафедру истории исламского искусства.

Их квартира была скромной по американским меркам, но зато двери дома всегда были распахнуты гостям. Зачастую азербайджанская и турецкая молодежь собиралась именно у них, звучала музыка, а порой и живая, велись беседы о былом. Но уходить всецело в домашние дела и без устали встречать гостей не было целью нашей героини.

С 1937 по 1938 Гямяр ханум проходит аспирантский курс в университете Мичигана. Сразу после этого ее приглашают вести научные исследования в Музее антропологии. А затем Вторая мировая война вносит свои корректировки в привычный уклад жизни.

В военные годы она займется языковой подготовкой офицеров американской армии: целых два года она будет преподавать им русский.

После войны она вернется в музей, на протяжении всей своей карьеры (вплоть до 1974 года) будет единственной женщиной-куратором. На официальном сайте музея отмечают, что «Гямяр ханум единолично преобразовала сферу изучения керамики Азии». Кроме этого, она преподает в родной для нее alma mater, дойдя до степени профессора.

Гямяр Агаоглу

Гямяр ханум была ведущим специалистом и экспертом керамики южно-восточной Азии. Результаты раскопок подносили в первую очередь к ней, она – автор более 40 публикаций и нескольких книг, которые до сих пор можно найти на просторах интернета. Гямяр ханум объехала музеи мира, внося свой вклад в изучение произведений материального наследия. 

Январь, 1948 год. Гямяр ханум демонстрирует два китайских наряда, включенных в коллекцию китайских церемониальных одеяний великой династии Цинь. Стол и табуретки на фотографии являются частью коллекции китайской мебели, которая была передана в дар музею Антропологии правительством Китая после Всемирной выставки в Новом Орлеане в 1884 году

К сожалению, достигнув успеха на научном поприще, ученые не смогли спасти свою личную жизнь, и семья в итоге распалась. Вторая супруга Мехмета Агаоглу Дорота подарит все накопившиеся материалы галерее искусства Freer Gallery of Art. В 1959 году Гямяр ханум дополнит коллекцию, преподнеся той же галерее все рукописи и незавершенные работы бывшего мужа.

Единственная дочь Гюльтекин, которую все называли Гилли, также пойдет по стопам родителей и посвятит свою жизнь искусству. После смерти матери она подарит все бесценные материалы и книги, принадлежавшие Гямяр ханум, Музею антропологии. К сожалению, Гюльтекин ханум скончалась в прошлом году, в августе 2018 года в Огайо.

Гюльтекин с матерью в конце 1920 года в Вене

Текст: Арзу Джаид