Формула чемпиона

Пятикратный чемпион мира, именно он стал победителем тысячной гонки в истории «Формулы-1». В этом году Льюис Хэмилтон одержал четыре победы в шести уже состоявшихся Гран-при сезона, а еще дважды финишировал вторым. Он один из лучших пилотов Формулы-1 за всю ее историю, первый – и пока единственный – темнокожий спортсмен в этом виде гонок. Еще десятилетним юнцом он заявил боссу своей будущей команды, что будет выступать в ее составе, и добился своего, став к тому же самым молодым на тот момент пилотом в истории Формулы-1. Британский автогонщик Льюис Хэмилтон, пилот команды Mercedes, победитель прошлогодних гонок в Баку, в этом году был вторым, уступив пальму первенства своему товарищу по команде, финну Валттери Боттасу. Сразу после квалификационного заезда Формулы-1 на Гран-при Socar Azerbaijan-2019 Льюис Хэмилтон охотно ответил на наши вопросы.

 

Вы сделали невероятную карьеру в Формуле-1. Чем определяется Ваш успех – талантом, усердием, технологиями? И вообще, какова Ваша личная формула успеха в Формуле-1?

Думаю, ответ – в сочетании всех этих факторов. Лично у меня все началось еще в детстве: у меня была мечта, и мой отец очень многое сделал для ее осуществления. Было время, когда ему приходилось трудиться на четырех работах, чтобы я мог заниматься автогонками... Повезло мне и в том, что после первой моей победы на чемпионате я познакомился с Роном Деннисом, главой моей будущей команды. Он дал мне возможности для профессионального роста и развития. Я много работал над собой. Профессиональное становление автогонщика – процесс долгий, здесь необходимы решимость, сосредоточенность на цели, готовность преодолевать трудности... К тому же до меня в автогонках не было темнокожих не то что победителей, но даже просто пилотов. Так что я занимался чем-то необычным, уникальным, тем самым подавая пример ребятам, с которыми рос и ходил в школу, но которые никогда и не помышляли заниматься автоспортом.

Кстати, поговорим о различиях. Вы первый и пока единственный темнокожий чемпион Формулы-1. На чемпионате 2007 года Вы упомянули, что отличаетесь от других и что в числе Ваших героев Нельсон Мандела и Мартин Лютер Кинг. Мотивировало ли Ваше происхождение на спортивные свершения, придавало ли сил?

Откровенно говоря, это не совсем то, что приходит мне в голову, когда я сажусь за руль. Когда я участвую в гонках, думаю только о победе. Мне кажется, уникальность очень важна, но не в смысле исключительности, ведь каждый по-своему уникален. Важно понять и принять свою индивидуальность, свое отличие от других, то, что и делает нас особенными. Ну, а мое происхождение позволило мне видеть вещи под несколько иным углом. Мне приходилось больше работать над собой, больше стараться, чем другим, иначе у меня ничего бы не получилось.

Значит, возможностью заниматься автоспортом Вы обязаны Вашему отцу. А кто были Ваши наставники? И кто еще сыграл роль в Вашем становлении?

Действительно, в том, что касается моих достижений в спорте, мой отец – главный человек в моей жизни. Кроме того, моим наставником с детства был Рон Деннис. А вдохновляли меня примеры великих пилотов гонок, например, Айртона Сенны – моего любимого автогонщика. С пяти лет я мечтал когданибудь стать таким пилотом, как он. Похожие истории есть у многих детей: кто-то смотрит футбол и мечтает быть, как Неймар или Криштиану Роналду. А я смотрел автогонки и хотел быть, как Айртон Сенна!

Шестьдесят второй сезон Формулы-1 в 2008 году был, пожалуй, самым драматичным в Вашей карьере: Вы буквально в последний миг выиграли его и стали самым молодым чемпионом в истории Ф-1. Как Вам удалось добиться такого невероятного результата? Вы верите в чудеса, в удачу или считаете, что все зависит от нас? Верю ли я в чудеса?

Да, верю. Вокруг нас каждый день происходит множество чудес. Рождение ребенка – само по себе чудо, рождение здорового ребенка тоже. Мой брат родился инвалидом, а теперь он участвует в автогонках. Это чудо, что он ходит, хотя врачи говорили, что он не сможет! Я не очень верю в везение и невезение, эти слова часто используют по поводу и без. На невезение ссылаются, чтобы оправдать собственные промахи, вместо того чтобы разобраться в причинах и взять на себя ответственность. И напротив, говоря о чьем-то везении, обычно тем самым принижают заслуги самого человека. Лично я не верю в такие вещи. Я считаю, что во многом мы сами создаем свою удачу, хотя может и случиться что-то, абсолютно не поддающееся нашему контролю. Но я не рассматриваю это как удачу или неудачу. Я проиграл чемпионат 2007 года, но не считаю, что мне не повезло. Я многое вынес из этого поражения и уже в следующем году лидировал с самого начала сезона и в итоге победил. В то время против меня играло множество факторов. В конце сезона я должен был финишировать хотя бы пятым по счету, чтобы победить на чемпионате, но, как назло, перед последним заездом оказался шестым. Пришлось собрать в кулак всю свою волю. В тот момент пошел дождь, гонщик другой команды совершил ошибку и отстал, и мы победили, обогнав ту команду. В итоге я все-таки пришел пятым. Думаю, Вселенная развивается по еще неведомым нам законам, и мне суждено было тогда победить. Кстати, спустя две недели Барак Обама был избран президентом – первым темнокожим президентом в истории США. Это была удивительная цепочка событий!

Что Вы можете сказать об инфраструктуре гонок Формулы-1 в Баку? Каковы различия между Баку и другими городами, где проходят гонки? Каково Ваше профессиональное мнение о бакинской трассе: чего можно ожидать от нее и чего опасаться?

До участия в гонках я не особо много знал о Баку, мне даже пришлось искать Азербайджан на карте. В прошлом, когда люди моего поколения учились в школе, на уроках географии нам не рассказывали об этой стране. В Баку нам сразу понравилась трасса. Конечно, городской сегмент гонок всегда таит трудности, в гонках по городским улицам легко совершить ошибку. В Баку улицы ровные, инфраструктура просто невероятная! Организаторы проделали огромную работу, чтобы обеспечить проведение соревнований и при этом не нарушить функционирование городской инфраструктуры. Одним из лучших городов в плане организации гонок считается Сингапур, но Баку достиг сопоставимых с ним организационных результатов. Более того, бакинский сегмент гонок Формулы-1 можно назвать самым зрелищным: за три прошедших года здесь произошло более двухсот обгонов на трассе. Даже не знаю, как так получилось, в других местах таких феноменов не было! Например, гонка в Монако далеко не так зрелищна, там за последние лет десять было, наверное, пятьшесть обгонов. А в Баку – двести, и всего за три года! Думаю, зрелищность соревнований будет возрастать. Нужно больше таких зрелищных чемпионатов для привлечения публики. Лично я в бакинском сегменте гонок показывал не самые лучшие результаты: я победил здесь всего лишь раз – в прошлом году. Так что сейчас моя задача – к следующему разу досконально изучить трассу и выжать из болида все возможное.

Интервью: Джавидан Гулиев Фото: пресс-материалы

Материал опубликован в 61-м номере.