На протяжении 20 лет Фарид Новрузи воплощает в жизнь самые смелые идеи. В конце 1990-х, уверенно обосновавшись на местном рынке, компания Novko Group of Companies, президентом которой является Новрузи, принялась завоевывать бизнес-позиции в соседних странах и со временем добилась успеха. Фарид Новрузи объездил десятки стран, водружая флаг Азербайджана на покоренных горных вершинах. Он отважился на опасное путешествие в Антарктиду, и единственным континентом, куда не ступала его нога, остается лишь Австралия. Отыскивая на карте мира белые пятна, Фарид трансформирует яркие впечатления в увлекательное повествование на своей странице в Instagram.
Как Вы считаете, какая черта характера привела Вас к нынешнему успеху?
Если называть что-то одно, то это ‒ упорство. Я никогда не останавливаюсь на достигнутом, постоянно нахожусь на пути совершенствования, всегда хочу чего-то большего. В годы студенчества (я учился на архитектора) мне всегда трудно было закончить работу – хотелось без конца улучшать ее, и в результате маленькая идея перерастала в нечто грандиозное. Если я планирую путешествие, то с размахом, включаю в программу редко посещаемые, не туристические места. Ну, а если бизнес – то непременно крупный!
Значит, Вы изначально нацеливались на масштабные проекты?
Я всегда старался мыслить масштабно и этому же учу своих детей. Любая задумка нуждается в развитии, улучшении, а довести любую идею «до ума» мне помогает архитекторское мышление. Когда в Стамбуле мне пришло в голову заняться бизнесом, я сразу же принялся расписывать стратегию, маркетинговую политику, при этом точно зная, где будет располагаться магазин, как он будет функционировать... Открыв первый магазин LC Waikiki, я начал обращаться в разные компании с предложениями о сотрудничестве, хотя финансовых средств на это у меня не было. Но действовать и думать с размахом это не мешало. В итоге мы сумели воплотить свои идеи в реальность и сегодня работаем не только на местном рынке, но и в Грузии, Турции, планируем выйти и на Центральную Азию...
А не планируете ли Вы осваивать какие-то новые сферы? Скажем, индустрию развлечений, рестораторский бизнес?
В 2007–2008 годах, выйдя на рынок Грузии, я решил попробовать свои силы сразу в нескольких новых сферах: туризм, коммуникации, производство сухого льда. Но я вскоре понял одно – заниматься надо тем, что у тебя хорошо получается и что тебе по душе. Я люблю диверсифицировать бизнес, но это можно делать путем регионального расширения или за счет смежных областей деятельности. Вот в последние несколько лет мы начали открывать сеть кофеен – это Bagel Bar, Second Cup; мне это интересно, и я думаю продолжать в этом направлении тоже... Сегодня я стараюсь развивать свой бизнес регионально. Все предпосылки для этого есть: за двадцать лет мы сумели зарекомендовать себя как надежного делового партнера, так что к нам поступают предложения с самых различных рынков.
Делегируете ли Вы свои полномочия или всегда держите руку на пульсе? Можно ли Ваш стиль управления назвать авторитарным?
Поначалу всей работой занимался только я сам. Естественно, времени на личную жизнь катастрофически не хватало. Я очень много летал: на тот момент мы открыли филиалы Benetton в Иране, получили права на открытие магазинов на Ближнем Востоке, часто бывал в Махачкале, Грузии, Турции... Это были всего лишь короткие бизнес-трипы, их нельзя было назвать путешествиями. Я мало занимался спортом, был зациклен на работе.
Должен сказать, что одно из моих любимых занятий – изучать истории жизни известных людей. Читая их биографии, я старался найти их ключевые жизненные ошибки. И в какой-то момент понял, что чаще всего причиной их фиаско становилось неумение управлять – говоря современным языком, плохой менеджмент. Залог успеха любого дела, и любого бизнеса в том числе, – это профессиональная команда и хорошо налаженная коммуникация. Иначе неминуем провал.
С 2007 года я начал формировать свою команду профессионалов. Получил возможность больше времени уделять себе, начал путешествовать. В команде четкое разделение функций, каждый занимается своим делом. Я не вмешиваюсь в работу сотрудников, позволяю им принимать самостоятельные решения.
А по каким критериям Вы их набираете?
Я очень ценю в людях чувство юмора, всегда обращаю внимание на это качество. Само собой, на первом месте профессионализм. Но я всегда спрашиваю себя: впишется ли человек в команду, будет ли ему в ней комфортно? Стараюсь, чтобы работники чувствовали себя хорошо, чтобы они любили эту работу. Никогда не ставлю себя выше кого-то, мы всегда общаемся на равных. Novco – это настоящий живой организм, неизбежно отторгающий инородные тела. За двадцать лет через нашу компанию прошло огромное множество людей, и отношения у нас всегда строились на взаимном уважении. Ведь именно завоеванное уважение, авторитет в конечном итоге остается в наследство потомкам...
Западная культура навязывает вечную активность, а восточная говорит о необходимости время от времени останавливаться, призывает к созерцательности. Совместимо ли это?
Свой бизнес я начинал вместе с семьей – привез идею, сестра и брат присоединились. Мы с братом очень разные: он как раз-таки сторонник восточного подхода – неспешного, аккуратного поступательного развития, я же неугомонен по натуре. Он меня постоянно притормаживает, и за это я не раз благодарил его: именно его подход часто спасал нас от неудач. Недавно я как раз говорил, что, будь все вокруг похожи на меня, мы бы давно разорились. Люди должны быть разными, взаимодополняющими. Естественно, бывают и моменты, когда нужно остановиться, повременить. Я как архитектор по образованию во всем стараюсь соблюдать равновесие. Это в конечном итоге приводит к идеальному результату: красоте и гармонии.
Какие ошибки Вы совершали, затевая новый бизнес? От чего предостерегли бы начинающих предпринимателей?
У меня есть свое «мотто»: я не боюсь ошибиться – боюсь не попробовать. Ошибок была просто уйма. Но это мой опыт, который бесценен! Не ошибается тот, кто ничего не делает, а риск всегда присутствует в жизни. Особенно велик бывает риск в альпинизме: там он связан с жизнью. Поэтому там все продумывается до мелочей – погода, попутчики, снаряжение... В бизнесе потери не смертельны, и можно действовать смелее.
Бизнесу прежде всего нужна стратегия, четкий выбор целевого рынка и создание конкурентоспособных цен. Я, начиная свой бизнес, четко понимал, что нужно заполнить свободную нишу. Мне нравился своими яркими красками бренд Benetton, и я взял в партнеры похожий – LC Waikiki. В результате мы привнесли яркость и на отечественный рынок, и на рынок Грузии.
Важная черта Вашего бизнеса – ориентированность на клиента. Как менялась клиентура за те годы, что Вы на рынке?
Да, работа с клиентом – основа основ, ведь он – наше главное богатство. Заручиться доверием клиента, внушить ему желание возвращаться к нам снова и снова – наша первоочередная задача, и мы всегда работаем над этим.Вот недавно мы внесли некоторые изменения в политику сети My Brands, и я лично общался с клиентами, чтобы объяснить им, что это сделано для их же блага.
Однажды мы с братом были в Италии по приглашению одной компании. Внезапно позвонила сестра и сказала, что одной клиентке нужна обувь. Мы оставили все дела и поехали искать обувь, которую в конце концов нашли в другом городе.
Мы обслуживаем уже третье поколение наших покупателей, которых очень любим и ценим. Недавно мы отмечали двадцатилетие нашей компании, не забыли пригласить и наших постоянных клиентов, чтобы подчеркнуть их причастность к нашей деятельности и важность для нас.
Академия Novco, где мы регулярно проводим тренинги для персонала, открытость в социальных сетях, различные инновации, которые мы внедряли с 2005 года, – например, программа My Birthday, предусматривающая специальные скидки к дню рождения клиента, – все это нацелено на то, чтобы удовлетворить даже самых притязательных.
Что стало отправной точкой Ваших поездок по всему свету?
Я всегда любил бывать на природе, мы с отцом часто ездили в наши районы, разбивали палатку где-нибудь в живописном месте, разводили костер... Однако, когда я вплотную занялся бизнесом, времени на себя уже не оставалось, и поездки отошли на второй план.
В 2010 году в Гябяле я упал с квадроцикла. Разбил лицо и сломал ногу, два месяца пришлось провести на костылях. Тогда впервые мне пришло в голову описывать все увиденное и пережитое. И я завел LiveJournal. Это было в первую очередь послание моим детям, на тот момент маленьким, ‒ я хотел, чтобы они знали о прошлом, могли научиться ценить его. Только потом пришло понимание, что та авария могла кончиться весьма плачевно. Тогда я понял, что не хочу откладывать свою жизнь на потом, хочу повидать мир и сделать это сейчас, пока у меня есть силы, возможности и физическая выносливость для того, чтобы плавать по морям или подниматься в горы. Выздоровев, я начал активно заниматься трекингом, ходить в горы Кавказа, нашел единомышленников, открывал для себя новые места. Например, в окрестностях Исмаиллы я обнаружил очень интересное озеро Гаранохур. Нашел его на гугл-карте, уговорил местного егеря провести меня туда. Маршрут очень сложный, но открывшиеся красоты того стоили!.. Постепенно я увлекся альпинизмом. Первой покоренной мной вершиной стала Гейдар зирвяси в Гусары, потом – Шахдаг, Базардюзю... Затем захотелось расширить географию путешествий, и я начал ездить по всему свету.
Тогда Вы и решили выкладывать свои впечатления в Инстаграм?
После покорения Килиманджаро, Агрыдага, Илиницы Норте, Савалана и других горных вершин у меня появилась новая цель: я начал записывать для себя интересные места, которые хотел бы увидеть. Одним из таких пунктов была Пещера Ласточек в Мексике – очень труднодоступное место, но я туда все-таки добрался. Такое запоминается на всю жизнь! А давным-давно в журнале National Geographic я увидел парк Цинги на Мадагаскаре. Восемь часов по грунтовым дорогам и грязи, кое-где переправляясь на пароме, добирался до этого места, побывал в очаге малярии, где меня искусали комары, но, к счастью, все обошлось... До парка Цинги я в итоге дошел: каменные леса, похожие на хвойные, но острые, как лезвие бритвы. Это бесподобное зрелище! Как оказалось, «цинги» означает «ходить на цыпочках». Там приходилось быть очень осторожным. Пещеры, гроты, труднопроходимые места, лабиринты – словом, все, как я люблю.
Будучи в Канаде, наряду с Торонто, Монреалем и другими крупными городами, я хотел посмотреть нечто особенное. Жемчужина Канады – национальный парк Банф в регионе Альберта, а Лейк Луиз – наверное, самое прекрасное озеро в мире. Именно там меня посетила идея описывать свои впечатления в Инстаграме. Я увидел отклики, интерес, и это меня воодушевило еще больше. Теперь в каждой поездке стараюсь узнавать у местных гидов малоизвестные факты, рассказываю о пережитых эмоциях.
А как Вы оказались в Антарктиде?
У любого путешественника, как правило, есть список мест, которые он хотел бы посетить. Я хотел побывать на всех континентах и побывал почти на всех, на сегодня осталась только Австралия. И, получив предложение посетить Антарктиду, сразу согласился.
Путешествие планировалось за год. Надо сказать, это стало настоящим испытанием, серьезнейшим в моей жизни. Самый короткий путь – через пролив Дрейка, водное пространство между Южной Америкой и Антарктидой, самый суровый пролив в мире, где 365 дней в году свирепствуют ветры. Там затонуло много кораблей, поэтому мореходы предпочитают более спокойный Магелланов пролив. Нас ужасно качало, буквально швыряло туда-сюда. Качку невозможно переносить без лекарств. Даже просто ходить по палубе опасно – можно получить травму...
Антарктида – это нечто совсем другое, кардинально отличающееся от всего виденного мною ранее. Я очень люблю живопись. Так вот, эту атмосферу можно сравнить с картиной: как будто оказываешься внутри живописного полотна, где снег и вода нарисованы сочными, густыми мазками...
Можно ли сказать, что путешествия Вас изменили?
Конечно. Путешествия расширяют кругозор, встречи и разговоры с самыми разными людьми откладываются в памяти, окружающая красота дарит яркие эмоции. А в целом путешествия учат терпимости и любви к окружающему миру. Конечно, это все было во мне всегда, но путешествия раскрыли эти черты еще больше. Я вообще аскет по духу, могу жить и в пятизвездочном отеле, и в палатке, не испытывая особого дискомфорта.
Какие страны разрушили Ваши ожидания или стереотипы о них?
Наверное, правильно говорят: красота – в глазах смотрящего. Например, посетив Индию, какой-нибудь пессимист придет в ужас. Я же, будучи оптимистом, расскажу про древнюю культуру, прекрасный Тадж Махал, поведаю рассказы мастеров, чьи предки строили этот мавзолей, опишу колоритный Раджастан... Если хотите путешествовать, надо смотреть на все только с положительной стороны!
Интервью: Нигяр Магеррамова
Фото: личный архив