MONOCHROME: ХЕЛЬМУТ НЬЮТОН О ХЕЛЬМУТЕ НЬЮТОНЕ

1

 «С самого начала меня снедало огромное честолюбие. Я хотел быть самым лучшим».

Х. Ньютон «Автобиография»

Этот выдающийся фотограф моды остался в памяти многих, как автор снимков, выполненных в жанре «ню». Парадокс? Ирония? Закономерный алогизм, нередко присущий гениям? Что помогло маэстро светописи оставаться в изрядной оппозиции с непреложными законами глянца? Даст ли читателю «Автобиография» Хельмута Ньютона ответы на все эти и другие вопросы?

1_11

Эрос, красота женского тела, фотография, - на протяжении долгой жизни Хельмут Ньютон являлся их преданным апологетом, в чем он охотно признается на страницах автобиографической книги, изданной в 1981 году*. Он служил им, не изменяя, но его путь к собственному – узнаваемому и неподражаемому - стилю был долог и по-своему тернист.

«Я родился в 11.30 утра, в воскресенье, 31 октября 1920 года, в берлинском пригороде под названием Шонеберг. Мама мне говорила, что с утра шел дождь, но, после того как я появился на свет, неожиданно выглянуло солнце».

Так начинается первая глава этой нарциссической летописи, с первых же строк сводящая на нет возможные обвинения в ложной скромности. На протяжении ста с лишним страниц Хельмут Нойштадтер рассказывает о Хельмуте Ньютоне – великом фотографе, о котором он грезил и кем он в конечном счете стал.

«Побуждаемый стремлением стать великим фотографом, я решил изменить свое имя. Фамилия «Нойштадтер» не подходила для того персонажа, которого я себе представлял. Это было все равно, что сбросить старую кожу или отслужить в Иностранном легионе и получить новое удостоверение личности. Я решил, что этот человек должен сохранить связь со своей ранней юностью, поэтому сохранил имя Хельмут и выбрал фамилию «Ньютон», которая показалась мне хорошим английским аналогом фамилии «Нойштадтер».

От титула ведущего фотографа американского «Vogue» Ньютона отделяли годы: бегство из нацистской Германии, беззаботное время, проведенное им в Сингапуре в статусе любовника мадам Жозетт, работа штатным фотографом в женском издании Мельбурна, знакомство с актрисой Джун Браун, ставшей впоследствии его супругой. «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Затертая эта фраза амбициозности нашего героя не под стать, однако стоит признать, что Джун сыграла в жизни Ньютона существенную роль. Ради него она пожертвовала карьерой, став менеджером, ассистентом, верной соратницей фотографа. На страницах своей книги Хельмут неоднократно выражает свою признательность Джун.

«Она не говорила: «Иди и заработай побольше денег, чтобы мы могли покупать мясо». Она прекрасно понимала мои устремления, мое желание стать великим, модным фотографом. Так или иначе, как я уже говорил, когда человек выбирает фотографию, он делает это не с целью заработать состояние».

2_11

 Джун Браун в роли Гедды Габлер

Итак, как же удавалось фотографу воплощать свои дерзкие идеи в преимущественно коммерческой сфере глянца? Ведь и сам Ньютон не раз признавался, что всегда находил стимул к творчеству в работе с журналами. Вероятно убежденность заказчиков (а сотрудничал он с такими легендарными редакторами, как Диана Врилэнд, Алекс Либерман, Анна Делароссо и др.) в исключительной наметанности его глаза, - глаза, настроенного на безупречность. 

3_6 

Ознакомившись с автобиографией знаменитого фотографа, приходишь к заключению, что состав алхимии его таланта до банальности прост. Трудоголизм, решительность и огромное честолюбие – вот те ключевые элементы, что вызвали к жизни феномен Хельмута Ньютона, в своем блистательном творчестве, словно руководствовавшегося принципом: «Эпатажно, эротично, эстетично!»

-

*На русский язык книга была переведена в 2004 году – в год смерти фотографа.

 

 

Текст: Нонна Музаффарова