MONOCHROME: ЭРИХ ХАРТМАН - ЗААРКАНИТЬ БЕЗМОЛВИЕ

1

Жизнеописание того или иного примечательного фотографа, как правило, начинается с достоверных фактов - дат и точных адресов. Когда родился, где вырос, в каком году случилась дебютная выставка, а в каком - дебютный фотоальбом... Вся эта хронология событий - важная информация для карты мировой памяти. В жизни Эриха Хартмана также имелись ключевые даты и значимые адреса.

1_19Автопортрет, Эрих Хартман (1922-1999)

Родился он 29 июля 1922 года в Германии. В 1938-м семье Хартман пришлось бежать в Америку от преследований нацистов. Проработав несколько лет ассистентом фотопортретиста, Эрих встал на путь фриланса. Проучился он и в Новой Школе Социальных Исследований, где проходил обучение легендарный арт-директор журнала «Harper’s Bazaar» Алексей Бродович - крестный отец Ирвина Пенна, Ричарда Аведона и многих других маститых фотографов прошлого столетия. В 1952 году Эрих Хартман, к тому времени уже располагавший солидным портфолио, был приглашен в Magnum, а в 1985-м возглавил это фотоагентство.

2_17

Теперь оставим перечет фактов и обратимся к зримой метафизике его произведений. Вот, к примеру, следующая фотография. Любопытно, был ли человек, находящийся по ту сторону кадра влюблен в эту женщину? Или созерцание фотографа не отягощено грузом чувства? Может, его интерес был всего лишь вызван причудливостью гармоничного контраста?.. В таком случае, чем объяснить тот трепет, которым пронизан этот снимок?..

3_16

Он был одинок или счастлив, умиротворен или чем-то встревожен, когда пытался удержать арабеску светотени, окутавшую вот этот стул?..

4_17

Простые вещи - два ботинка, ломоть хлеба, прозрачная блузка - обретают плоть и обретают голос. Но голос фотографий Хартмана не дает ответов, а только напевает словно… Раздается мотив, в котором - шум ветра, щебет птиц, пенистых волн еле слышный всплеск… Все то, что пребывает с нами с первых минут рождения и до свершения наших дней.

5_15

А вот тот самый дом, к которому так стремилась Кристина Олсен, - пораженная недугом девушка с картины Эндрю Уайета. Но если на холсте художника дом этот казался спасительным маяком - таким родным, таким желанным, - в прочтении Хартмана он подобен застывшему призраку. Одноглазый циклоп посреди безбрежного одиночества.

6_13США, штат Мейн, Кушинг, 1972

Одним из программных работ фотографа, где наиболее ярко отразилась его склонность изъясняться полутонами, стал проект «В лагерях» (1995). Перед глазами встают десятки монохромных очевидцев человеческого безумия и страданий - печально известные Аушвиц, Бухенвальд, Дахау… Эти и другие города Хартман посетил спустя полвека после победы над фашизмом, но все же сумел отразить их неизбывную меланхолию… А может, все дело в отношении, - в авторской интерпретации человека, находящегося по ту сторону кадра…

7_9

Творчество Эриха Хартмана апеллирует к ощущениям, а не к эмоциональным потрясениям, к аллюзиям, а не к очевидным посылам. Это искусство для тех, кто готов вслушиваться, всматриваться, вчитываться в содержание неброского, но глубокого смысла.

 

Текст: Нонна Музаффарова