Сокровища нации

В июне в Музее текстиля Университета Джорджа Вашингтона (США) прошла XIV ежегодная сессия Международной конференции по восточным коврам (ICOC). Нашу страну на этом форуме экспертов представляла директор Азербайджанского музея ковра, председатель Национального комитета ИКОМ Азербайджана, заслуженный работник культуры Ширин Меликова, выступившая с докладом «Источники пополнения коллекции Азербайджанского музея ковра»

sokrovisha-naciy

В выступлении Ширин Меликовой прозвучал призыв к зарубежным коллекционерам восточного искусства вернуть редкие азербайджанские ковры на историческую родину – если потребуется, при содействии меценатов.

– Столетиями наши ковры вывозились из Азербайджана, – отметила она. – И это прекрасно, что они столь высоко ценились во всем мире. В наших коврах сконцентрированы эстетические ценности народа, и это – самое лучшее представление страны и ее культуры. Однако музею, который сегодня отвечает всем мировым стандартам – не только в технологическом плане, но и относительно стратегии своей работы, – необходимо обзавестись редчайшими, уникальными азербайджанскими коврами, которые уже достаточно долго пробыли «в гостях». Пришло время им вернуться в свой дом. И Музей ковра – лучший для них дом, где имеются профессиональные условия хранения, впечатляющая презентация и реставрационная мастерская, которую мы постепенно совершенствуем и для которой воспитываем свои кадры.

2--

В прошлом году музей удостоился премии «Лучший опыт» в области базы данных нематериального культурного наследия Международного комитета документации ИКОМ, сертификата качества от TripAdvisor, а в текущем году стал номинантом премии «Лучший музей Европы» Международного музейного форума (EMF) и получил сертификат «За инновации в работе с общественностью в музейной сфере».

Однако главная цель Азербайджанского музея ковра – сохранение традиций и изучение искусства азербайджанского ковра, по праву считающегося драгоценнейшим национальным достоянием. Ширин Меликова рассказала о том, как комплектуется коллекция Музея ковра, о сотрудничестве с простыми жителями Азербайджана, а также с зарубежными коллекционерами, археологами, аукционными домами. Высокая популярность азербайджанского ковра привела к тому, что многие шедевры этого искусства оказались рассеяны по миру. Таким образом, одной из приоритетных задач музея стало взаимодействие со счастливыми обладателями этих сокровищ.

В докладе Ширин Меликовой был назван ряд донаторов, преподнесших в дар музею ковры из своих собраний, и рассказывалось об удивительной истории некоторых ковров. Так, ковер XIX века Sırt-çiçi, долго хранившийся в частной коллекции в Италии, недавно был приобретен для Азербайджанского музея ковра стараниями анонимного мецената. Ширин Меликова вспоминает свою первую встречу с этим ковром:

– Я увидела его два года назад, будучи в Риме с рабочим визитом, и бесконечно вспоминала игру красок, мягкую шелковистость ворса, изумительные орнаменты, мелкие, как бусинки, собранные в ожерелье, и переливающиеся, как драгоценные камушки на темно-синем фоне центрального поля... Совершеннейшая симметрия, выверенность каждого элемента делают этот ковер настоящим шедевром искусства!

1---

Некоторые редкие разновидности ковров, предмет гордости коллекционеров, в нашей стране вообще не были представлены до недавних пор. Не так давно Фонд Гейдара Алиева приобрел для музея уникальный карабахский ковер конца XVII века «Хатаи», разновидность «драконового ковра», обнаруженный в зарубежной частной коллекции.

– Мы долгое время разыскивали «драконовый ковер», – рассказывает Ширин ханым. – Правда, в нашем ковре «Хатаи» самого дракона нет, его образ замещен мотивом «древа жизни» – такова отличительная особенность этого экземпляра. За рубежом «драконовые ковры» часто идентифицируются как армянские, что составляет большую проблему. Вопрос об азербайджанских коврах за рубежом, их характерных особенностях поднимался и на V Международном симпозиуме по азербайджанскому ковру, прошедшем год назад в Баку. Об этом говорили такие видные эксперты и музейные сотрудники, как Вендель Свон, Яэль Розенфильд, Янина Поскребко (США), Дэвид Келати (Великобритания), Эдуардо Марино (Италия), Сузан Байрактароглу (Турция), Беата Бидронская-Слота (Польша), Али Насир (Индия), Мухаммед Салих Аль-Багдади (Иордания) и др.

3---

Впрочем, названная проблема связана не только со старинными коврами. Директор Азербайджанского музея ковра рассказала зарубежным коллегам впечатляющую, едва ли не детективную историю одного современного карабахского ковра, недавно поступившего в музей. В феврале 2017 года гражданин США, этнический азербайджанец Эльшад Тахиров увидел на сайте виртуальных торгов предметами искусства ковер шушинской группы Bağçada güllər: кусты распустившихся карминных роз на черном фоне.

Сопроводительная надпись гласила: «Древняя Армения. Карабахский ковер». Между тем в узоре этого ковра была хорошо видна надпись на азербайджанском языке (кириллицей): «1 января 1971 года, подарок Сарвару в день рождения на память от матери».

4--

Немедленно стало ясно, что ковер был вывезен из Азербайджана армянскими оккупантами. Эльшад Тахиров попытался найти его владельцев, но поиски не увенчались успехом. Тогда меценат отправил его в дар Азербайджанскому музею ковра. История этого ковра вдохновила сразу нескольких людей, представителей различных творческих специальностей, на театральную постановку и даже на создание коллекции одежды.

Другой карабахский ковер XIX века – «Мугань», с парными медальонами на черном фоне, – подарила музею в прошлом году врач Афет Сафарова. С этим ковром не рассталась семья ее прадеда, когда во время погромов пришлось бежать из родных мест. В 1906 году, когда армянские банды сожгли и разграбили село Джуллу Зангезурского уезда, ее прабабушка схватила ковер, в который укутала своего единственного сына, и убежала в лес. Там ей удалось спастись самой и спасти малыша – будущего деда Афет: от холода его защитил ковер.

5--

Азербайджанский ковер обладает невероятной энергетикой. Погружаясь в его созерцание, мы можем совершать путешествия в разные исторические эпохи.

– Увидев где-то особенный ковер, я не могу его забыть и мечтаю, чтобы он стал частью нашей коллекции, – признается Ширин ханым. – После моего назначения на пост директора музея я отправилась в Вену – познакомиться с коллекционерами и дилерами, посетить музеи, наладить контакты в музейной и реставрационной сферах. В Австрийском аукционном доме я увидела ковер, привлекший мое внимание, и тут же поняла: он должен быть в нашей коллекции! Это был ковер «Шемаха», который наши эксперты впоследствии датировали концом XVII века. Презентацию ширванского ковра мы приурочили к 50-летию нашего музея. Тогда же Фонд Гейдара Алиева преподнес в дар музею вышивку XVIII века, приобретенную на аукционе Sotheby’s. По каждой из наших коллекций мы выработали концепцию и согласно ей подбираем ковры, которые разыскиваем по всему миру, а потом ищем спонсора или закупаем на свои средства. Миссия музея очень ценна и важна для нашей страны, для всей нации. Азербайджан – страна, веками производившая эти ковры, но в силу превратностей истории ныне многие шедевры ковроткачества для нас недосягаемы.

В наши дни разлетевшиеся по белу свету драгоценные азербайджанские ковры благодаря поддержке руководства страны и усилиям музейных работников все чаще возвращаются на родину. В Баку их с нетерпением ждет родной дом – уютный и прекрасный Азербайджанский музей ковра.

6-

 ТЕКСТ НАИЛЯ БАННАЕВА ФОТО АРХИВ МУЗЕЯ КОВРА