Мактуб, или Книга судеб Рены Фель

Писатель, журналист, автор множества исторический статей, эссе и рассказов, публикуемых в журналах "Литературный Азербайджан" и YOL. Одна из самых блестящих представителей алии из Азербайджана, ведущая сотрудница туристической фирмы Ophir Tours, удостоенная грамоты президента Израиля... Все это одна женщина - Рена Мир-Касимова_Фель, которая много лет занимается авторским туризмом, одним из самых востребованных и модных направлений современного отдыха.

screen_shot_2017-06-21_at_14.09.27

Рена ханум, насколько мне известно, Вы уже некоторое время живете в Израиле…

Да, и это «некоторое время» продолжается уже 27 лет!

Вы принадлежите к роду Мир- Касимовых, одной из самых известных фамилий Азербайджана, среди Ваших предков много выдающихся личностей, прославивших свою родину. Каково это – быть дочерью известного кинорежиссера Октая Мир-Касимова?

Это огромное счастье – родиться в такой семье, как моя! С самого раннего детства я росла в окружении умных, ярких, невероятно талантливых людей, только пошла не по папиным стопам, а по маминым, филологическим... Тем не менее мы с моей младшей сестрой не могли устоять перед удивительной творческой атмосферой, царившей в доме. Сестренка с пяти лет мечтала быть актрисой, а я училась в Музыкальной школе имени Бюльбюля по классу фортепиано, хотя уже знала, что хочу заниматься только литературой! Но, как говорят, человек предполагает, а Бог располагает... После окончания университета мне пришлось уехать из Азербайджана.

И с чем был связан Ваш отъезд?

Я довольно рано вышла замуж, и вскоре родители моего супруга – знаменитый азербайджанский композитор и пианистка Эльмира Назирова и профессор психиатрии Мирон Фель – собрались переезжать в Израиль, а мы с мужем и маленьким сыном последовали за ними. С мечтами о карьере филолога пришлось расстаться. И вообще этот переезд кардинально изменил мою жизнь!

Ваш сын Теймур Фель – сегодня известный, мирового уровня джазовый музыкант. Это влияние его знаменитой бабушки?

Не только ее, но и его отца, композитора Эльмара Феля, который до нашего отъезда уже был известным музыкантом, членом Союза композиторов Азербайджана. Говоря откровенно, мне так не хотелось, чтобы мой сын стал музыкантом...

screen_shot_2017-06-21_at_14.10.05

Но почему?!

Это связано с детскими воспоминаниями. Родители, в отличие от меня, очень хотели, чтобы я училась музыке, но ничего хорошего из этой затеи не вышло. Я пианистка и арфистка – и в обоих случаях очень неудачная! Да и сестра, которая занималась по классу скрипки, тоже не горела желанием идти по этой стезе. Но сейчас я понимаю: все это было не случайно. Ведь я попала в семью выдающихся музыкантов, и мои познания в музыке очень помогли мне найти общий язык с такой особенной свекровью, какой была Эльмира Назирова. К тому же теперь я прекрасно понимаю, чем занимается мой сын. Не буду кривить душой и разыгрывать ложную скромность – я им очень горжусь!

Не думаете ли Вы, что нежелание идти по стопам отца было своего рода протестом?

Безусловно! Я абсолютно непубличный человек, не люблю быть на виду. Возможно, поэтому и занялась писательством.

О чем же Вы пишете?

Все началось с публицистики. Но то, что я писала, публиковалось только в Азербайджане и нигде больше! В Израиле, когда я начала работать в сфере туризма, пришлось очень много путешествовать. Однажды мне предложили описать мои впечатления об этих поездках. Честно говоря, создавать очередной путеводитель мне показалось неинтересным. Я предпочла жанр эссе, позволяющий более свободно и искренне излагать свои мысли.

Почему изо всех сфер деятельности Вы выбрали именно туризм?

Это произошло совершенно случайно! Я хорошо знаю иврит, работала преподавателем и не собиралась менять работу, которая меня как филолога полностью устраивала.

screen_shot_2017-06-21_at_14.10.35

Туристический бизнес предполагает коммуникабельность, ведь постоянно приходится общаться со множеством самых разных людей. Как это сочетается с Вашим нежеланием быть на виду?

Иногда жизнь заставляет идти на компромиссы. Став педагогом иврита, мне пришлось войти в аудиторию и преподавать. И выяснилось, что у меня это очень даже неплохо получается! Вообще педагогическая деятельность – в традициях нашей семьи: бабушка была педагогом, дедушка Мир-Асадулла Мир-Касимов много лет преподавал, хотя и был врачом, академиком, первым президентом Академии наук Азербайджана, мои родители и родители моего мужа тоже педагоги. Наверное, и я унаследовала этот педагогический дар. Так что заниматься туристическим бизнесом я не планировала, но, когда в первый раз после отъезда летела в Баку, случайно встретилась с владельцем той самой фирмы, где и работаю вот уже 26 лет. А несколько лет назад мне предложили работу по организованному туризму, и я вышла на совершенно новый уровень. Прочитав мои статьи на русском языке, опубликованные в бакинских журналах, мне сказали: «Раз ты так хорошо пишешь, может быть, ты сможешь вести авторские туры, придумывать разные программы для взыскательных туристов?». К тому времени у меня уже был огромный опыт в этой сфере, и я приняла это предложение. Такая работа предполагает любовь к стране, о которой Вы рассказываете.

А Вы быстро влюбляетесь в новые страны?

В какие именно? Я веду туры по многим странам: Япония, Китай, Корея, Южная Африка, Испания, Италия... Сказать, что я одинаково люблю все эти страны, было бы неправдой. Но в Израиль я влюбилась с первого взгляда. Во многом потому, что после переезда мы оказались в Хайфе, а она, на мой взгляд, абсолютно идентична Баку, так что я сразу почувствовала себя как дома.

screen_shot_2017-06-21_at_14.10.55

Что же общего у этих городов?

Теплое море, красивая бухта... и бескрайнее голубое небо. Израиль же вообще – восточная страна, поэтому и темперамент людей, и традиции, и кухня, и все вокруг тоже восточное! Несмотря на сложное положение, это невероятно толерантная страна, где вполне комфортно и гармонично сосуществуют два народа. А Хайфа – это вообще самый интернациональный город Израиля! И, помимо всего прочего, Израиль – это страна, где каждый гражданин чувствует себя защищенным и оберегаемым.

Хотя Ваша работа связана с постоянными перелетами, Вы боитесь летать. Как справляетесь с аэрофобией?

В юности я совершенно не боялась летать, но к тридцати годам сама мысль о полете стала меня пугать. Не знаю, может быть, это было как-то связано с тем, что к тому времени я уже стала мамой двоих детей, или с нервами, но с тех пор каждый полет для меня – преодоление. А началось все с того, что мне надо было лететь в Баку...

Вы как-то боретесь с этой фобией?

Я молюсь. Когда тебя ждут родные, любимые люди, можно преодолеть любой страх!

screen_shot_2017-06-21_at_14.11.12

Вы верующий человек?

Да, и в этом тоже большая заслуга моей семьи, где всегда почиталась вера и жизнь по законам Всевышнего. Но для меня религия и вера – это два абсолютно разных понятия. Однажды перед поездкой в Италию я готовила для группы лекцию о жизни великого проповедника Франциска Ассизского, который в юности был избалованным сыном богатого купца. Изучая его биографию, я невольно проводила параллели с жизнеописанием Будды... В своей лекции мне захотелось использовать фразу «Религия – опиум для народа». Дело в том, что Франциск Ассизский был человеком невероятной скромности и аскезы: он отрекся от богатства, носил простую холщовую робу и круглый год ходил босиком. Теперь Франциск похоронен в самом красивом соборе города Ассизи, украшенном золотом и драгоценными камнями, но, мне кажется, он был бы недоволен столь помпезным местом упокоения. «Все-таки правильно сказал Владимир Ильич Ленин, что “религия – опиум для народа”», – заметила я женщине, помогающей мне по хозяйству, на что она тут же ответила: «Но это же не Ленин сказал, а Карл Маркс!». Мне стало стыдно, я с головой погрузилась в книги и выяснила, что Ленин взял это высказывание у Карла Маркса, Маркс у Гегеля, а Гегель, как вы думаете, у кого? Когда я торжественно сообщаю, у кого, все очень удивляются: эту фразу произнес маркиз де Сад, сидя в тюрьме! Он же был не только адептом садизма и автором садистских рассказов, но и философом. Поэтому для меня религиозные институты – лишь способ управления народом. А вера – это нечто очень интимное, глубоко личное: у каждого из нас свое видение Бога.

Из кого состоит Ваша целевая туристическая аудитория?

В основном это израильтяне, говорящие на русском языке.

На что Вы в первую очередь обращаете их внимание?

На самые интересные исторические события, много рассказываю о традициях, искусстве и культуре страны, по которой провожу тур.

Проходили ли Вы какую-нибудь специальную подготовку, прежде чем приступить к работе гида?

Нет, моя школа – это 25 лет профессиональных путешествий и тщательного, всестороннего изучения тех стран, в которые мы предлагаем туры, а все вместе это называется educational trip. И даже сегодня, хотя я уже много раз побывала во всех этих странах, я серьезно готовлюсь к каждой поездке.

screen_shot_2017-06-21_at_14.11.26

Планируете ли Вы внести Азербайджан в список этих стран?

Азербайджан уже в нашем списке! Наша фирма усиленно работает над этим направлением, и я уверена, что в ближайшее время мы откроем Страну Огней для наших туристов.

Что же Вы расскажете им о своей родине?

О ее древней истории, великих династиях Аг Гоюнлу, Гара Гоюнлу и ширваншахах, конечно же, о Гяндже и величайших писателях, о шахе Исмаиле, которого незаслуженно мало знают в мире, а ведь это величайший исторический деятель, сопоставимый с Ганнибалом, Александром Македонским, Наполеоном! Шах Исмаил завоевал огромные территории, почти дошел до Индии. Правда, я пока не знаю, буду ли именно я проводить экскурсии в Азербайджане. Но даже если это будет другой экскурсовод, его материалы обязательно пройдут через мои руки, и я обязательно постараюсь, чтобы наша страна была показана во всем ее величии.

А Вам не хотелось бы рассказать туристам и о своей семье, которая по праву является частью истории культуры Азербайджана?

Честно говоря, не знаю... Ваш вопрос застал меня врасплох! Безусловно, в нашем роду много выдающихся личностей, включая самого любимого и уважаемого дядю Карика – так мы называли между собой великого композитора Кара Караева... Но если я начну рассказывать об азербайджанских династиях, на все остальное просто не останется времени! А ведь за последние десятилетия в Азербайджане произошло много эпохальных событий, заслуживающих того, чтобы о них рассказали, начиная с «черного января» и заканчивая нынешними днями...

При таком количестве званий и заслуг, которым обладает Ваша семья, Вы когда-нибудь задумывались о том, как сложилась бы Ваша жизнь, если бы Вы остались в Азербайджане?

Вы знаете, этот вопрос волнует меня всю жизнь. Но история не имеет сослагательного наклонения... Я всегда верила в предначертанность, для которой часто использую потрясающее арабское слово, обладающее глубочайшим философским смыслом: «мактуб», которое, кстати, есть и в азербайджанском языке. «Мактуб» означает, что все записано в Книге Судеб. Все в нашей жизни – мактуб, послание, предопределенность... Переезд, конечно же, изменил меня как личность... И мне, и мужу, и даже его знаменитым родителям все пришлось начинать с нуля. Первое время самым трудным было то, что такие имена, как профессор Фель, профессор Назирова, композитор Эльмар Фель и внучка академика Мир-Касимова, никому не были известны! По прошествии времени я стала намного сильнее, приобрела бесценный опыт...

screen_shot_2017-06-21_at_14.11.42

Что Вы чувствуете, приезжая на родину? Вы ведь не так часто здесь бываете.

Не знаю, можно ли еще сильнее любить свою родину. Я обожаю Азербайджан, но точно такие же чувства испытываю по отношению к Израилю, потому что, когда после долгих поездок возвращаюсь в Израиль, то чувствую: я дома! Волею Всевышнего у меня сегодня два дома: Азербайджан – моя родина, где я родилась, где живут мои родители и родился мой старший сын, где звучит дорогая моему сердцу музыка, где похоронены все мои предки, которых я знала и которых не успела узнать... А Израиль – родина моей дочери, которой мы дали библейское имя Рахель.

Ваша дочь проходила службу в израильской армии. Какие эмоции Вы переживали в тот период?

В Израиле каждый гражданин должен пройти службу в армии, это считается большой честью для израильтянина. И моя дочь, когда служила в армии, знала, что будет защищать и свой дом. К счастью, ее служба прошла без эксцессов. Я в тот период очень переживала, ведь я же мать, но и я в этом смысле успела стать израильтянкой: понимаю, что необходимо бороться со страхами, преодолевать родительский эгоизм. И это я говорю абсолютно искренне!

Представьте на моем месте человека, который никогда не был в Азербайджане. Что бы Вы посоветовали мне почитать, послушать, какие места посетить?

Во-первых, я обязательно посоветую послушать оперу «Кероглу» и оперетту «Аршин мал алан» и непременно сходить на концерт мугама. Я бы даже организовала для своей группы такой поход, потому что это величайшее, ни с чем не сравнимое достояние азербайджанской культуры! Я бы отвела вас в Ичери Шехер и отвезла в Гябялу – в этом городе я, к сожалению, пока не была, но, говорят, это уникальное место! А еще мы бы обязательно съездили в Лагич, Шеки и другие древние города Азербайджана. Сводила бы вас в Музей ковра: это тоже уникальнейшее, бесценное наследие наших предков. Наверняка организовала бы экскурсию по выставочным залам и галереям, которых в нынешнем Баку немало... А знаете, что я сделаю? Я приеду в Баку не с семейным визитом, а для профессионального изучения наших достопримечательностей. Все пересмотрю, везде побываю, а потом уж буду советовать!

Хоть Вы и считаете, что все предначертано, я все же спрошу о Ваших планах: может быть, есть какие- то идеи, мечты?

Мы все время открываем для себя новые страны. У меня есть постоянные группы туристов, которые хотят ездить только со мной. Им очень нравится наш стиль работы. Мы никогда не строим свои экскурсии по принципу «посмотрите налево, посмотрите направо, идемте покушаем, а потом станцуем тарантеллу»! Мы предлагаем эксклюзивную программу: если это эпоха Возрождения – мы глубоко раскрываем эту эпоху; если это японское искусство – обязательно проводим тур по историческим местам Киото, а вечером устраиваем чайную церемонию и рассказываем о древнем искусстве самурайского оружия или жизнеописание Будды... В ближайшее время я впервые устраиваю тур на Мадагаскар и буду рада, если удастся привлечь как можно больше туристов. Для меня это не просто работа, а самый настоящий творческий процесс, поиск, научные исследования, благодаря которым я создаю для туристов уникальные, неповторимые программы, позволяющие максимально глубоко узнать историю, культуру, этнографию, традиции, природу и национальные особенности посещаемой страны. Новые страны – это всегда новые горизонты, и мне очень нравится открывать их людям, которые доверили мне свой отдых! 

 

Интервью: Лейла Иманова/ Фото: Парвиз Гасымзаде, архивы Рены Мир-Касимовой-Фель