Коммивояжер (Форушанде)
Режиссер: Асгар Фархади
Страна: Иран, Франция
В ролях: Шахаб Хоссейни, Таране Алидусти, Бабек Карими и др.
2016
Немые кадры театральной сцены сменяют друг друга в начале фильма, тем самым отсылая к хрестоматийной строчке Шекспира. Да и персонажи в этой картине – актеры, и в их реальной жизни разыгрывается нешуточная драма. Под стать трагическим пьесам Артура Миллера, в одной из которых им предстоит сыграть.
В этом году в очередной раз Оскар за «Лучший фильм на иностранном языке» достался картине Асгара Фархади. Если удостоенный заветной статуэтки «Развод Надера и Симин» (2012) представлял собой аллегорию иранского общества, то в последнем фильме Фархади, в попытке избавить фабулу от ярлыка локальной проблемы, обращается к мировой классике, – к произведению Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Однако вопреки ожиданиям зрителя, пьеса с сюжетом фильма не пересекается, а демонстрирует самостоятельную параллель. Разве что объединяет две эти истории трагический финал: у Миллера - свершившийся, у Фархади - предполагаемый, но все же неизбежный.
Действие «Коммивояжера» завязывается с автоцитаты: дом рушится в самом начале. Таким образом режиссер подтверждает репутацию мастера семейных драм.
Жители аварийного здания в панике покидают свои квартиры. Среди них Рена и Эмад – супружеская пара средних лет, актеры столичного театра. К себе они еще вернутся. В первый раз – за собственными вещами (тогда Фархади и выдаст следующую автоцитату, обратив внимание зрителя на стены спальной комнаты героев, покрывшиеся глубокими трещинами) и позже - в надежде заделать возникшую в их жизни брешь…
По совету актера из театральной труппы Бабека супруги переселяются в пустующую квартиру, которую тот предлагает им по выгодной цене. Приняв предложение коллеги, Рена и Эмад планируют освободить жилье от багажа бывшей постоялицы. Но женщина не появляется и, в общем, неохотно идет на контакт. Именно она и станет причиной последовавших проблем…
По неосторожности Рена открывает дверь незнакомцу; Эмад, появившийся в доме спустя время, обнаруживает в квартире следы крови… К счастью, жену он находит в ближайшей поликлинике. Оказавшиеся там соседи и сообщают ему о том, что бывшая постоялица их дома занималась проституцией.
На протяжении фильма Эмад пробирается сквозь молчание жены (которая так и не признается, была ли она изнасилована), сквозь обман Бабека, упорно открещивающегося от близкого знакомства с той женщиной, сквозь ложь самого виновника преступления. И тут поведение героев картины вызывает ассоциацию с тактикой Шахерезады, которая во избежание смерти от рук царя, ночи напролет рассказывала сказки. Действующие лица «Коммивояжера» лгут во избежание позора, унижения, наказания, - пользуются тысячью и одним способом избежать правды.
Правды Эмад в итоге доискался, но злополучная находка обернулась возмездием не только для виновника. Настойчивые требования Эмада публично признаться в содеянном преступлении провоцируют у насильника (который к тому же оказывается примерным семьянином) сердечный коллапс. Вероятная смерть этого пожилого человека может стать причиной зарождения тяжкого чувства вины, а ее, явно положительный во всех смыслах герой Фархади, не заслуживает.
Выбраться из лабиринта лжи - значит вырваться к правде. Но на почве, пропитанной ложью, правда, как известно, не прорастает, а только всходят: страх, притворство, ханжество и недомолвки. Однако все эти производные авторитарного режима – ключевые элементы драматургии Фархади. Недосказанность тот инструмент, благодаря которому он и плетет свою ажурную паутину. Как результат, второй Оскар и заслуженный фавор Каннского фестиваля, - «Коммивояжер» отмечен призами за лучший сценарий и лучшую мужскую роль.
В финале фильма Рена и Эмад готовятся к выходу на сцену – в гримерной театра перевоплощаются в образы Линды и Вилли Ломана. Тем самым Асгар Фархади проводит жирную черту под строчкой из Шекспира, вновь отозвавшейся рефреном: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры».
Текст: Нонна Музаффарова