MONOCHROME: 9 МИНУТ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

1

Черно-белое как веха в истории искусства…

Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…

Черно-белое как убеждение и опровержение…

Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome. 

9 минут. Ровно столько длится одна из монохромных видео-инсталляций Ширин Нешат. Но перед нами лаконичность безупречного стиха. Непродолжительность природного бедствия - пугающего и потрясающего до глубин сознания.

Как и в большинстве своих работ («Rapture», «Soliloquy», «Illusions» и т.д.) Нешат и здесь использует принцип деления. На современное и архаичное. На черное и белое. На мужское и женское…

В одном из интервью она рассказывает: «Я покинула Иран в 17, чтобы продолжить учебу в Штатах. Вернувшись на родину спустя несколько лет, я столкнулась с другим миром… Родной Казвин показался городом резких контрастов, где черные покрывала - одеяния женщин так эффектно подчеркивали белизну домов… Это было впечатляющим зрелищем».

Визуальный шок стал причастием Нешат, на протяжении длительного времени находившейся в поисках собственного языка. Отныне она обретает свою тему - ею становится Иран, сменивший свой облик. Причиной же этой метаморфозы стала, как известно, победа Исламской революции…

«Турбулентность» Ширин Нешат о ранах, затянувшихся лишь на поверхностный взгляд. Она вскрывает шрамы с целью приковать к ним наши взгляды… Представшее глазам мучительно, но в то же время - глаз не оторвать! Околдовывающие ужас и красота возвращают нас к себе исконным.

Белое и Черное - Мужчина и Женщина по разные стороны поделенного надвое экрана. У Него - зал, полный зрителей и восторженного признания. Перед Ней - зияющая пустота. В стране графических контрастов женщине не место на подмостках… Итак, Она наедине с собой.

2 (8)

Ее пение хаотично - нет в нем гармонии и благозвучия, отличающих вокал мужчины. Ее песня первозданна - нет в ней следов цивилизаций, культур, преемственности… Ее пение – крик! Есть в ней одно сплошное желание – высвободить голос! Прочистить глотку от тысячелетнего рабства молчания.

Закрыв глаза, Она поет – преодолевает презрение и фарисейство. Преодолевает робость, страх… Исполняет свою – никому неведомую песню. Песню, рождающуюся на глазах.

3 (6)

Лаконизм художественных средств, крайняя афористичность посыла, безупречность воплощения замысла ставит «Турбулентность» в ряд выдающихся произведений визуального жанра. Эта инсталляция, бесспорно, является одой во славу Женщине и призывом: во что бы то ни стало искать и обретать свой собственный Голос.

 

Текст: Нонна Музаффарова