Где еще сыскать на земле край, вызывающий в памяти столь устойчивый набор стереотипов, штампов и порой невыносимых клише? При любом, самом нечаянном упоминании о Сицилии в голове будто автоматически заводится старенький патефон, и прыгающая по блестящей черной пластинке игла царапающим гнусавым звуком вновь и вновь воспроизводит назойливую мелодию из фильма "Крестный отец".
Сицилия - она действительно такая. Традиционная, степенная, соблюдающая обычаи. С ней всегда все чин чином. Никаких интрижек, только любовь. Узаконенная и на всю жизнь. Но не забывайте, что жизнь эта проходит на действующем вулкане "Этна"... И поскольку наши намерения вполне серьезны, то и рассказ о Сицилии мы построим в соответствии с принятыми здесь обычаями сватовства.
Мифы о Сицилии. Знакомство
Образ Сицилии мелькает в письмах, очерках, воспоминаниях, начиная со средних веков. Арабский географ Идризи в трактате XII века писал о ней: «…это жемчужина века по достоинствам и красотам». Гете, исколесивший остров вдоль и поперек, утверждал, что «нельзя понять Италию, не побывав на Сицилии». А Марина Цветаева отмечает в своем дневнике: «Думаю, что из всего, что на свете видела и не видела, я больше всего люблю Сицилию, потому что воздух в ней — из сна»…
Действительно, благодатная Сицилия издревле воспринималась как дар богов. Потому в мифологии она и остров бога Гелиоса (Солнца), и брачный дар Аида прекрасной жене Персефоне. Здесь побывал хитроумный Одиссей и совершил свой десятый подвиг Геракл… Огнедышащая Этна — это, конечно же, кузница бога огня и кузнечного дела Гефеста. Циклопы — первые обитатели острова, как и сестры Горгоны, самая страшная из которых — Медуза — потеряла голову именно здесь. От меча Персея, конечно. Голова и поныне украшает флаг треугольного острова — Тринакрии, как прозвали его древние греки.
Три — сакральное число для Сицилии, ее символ, дух и сущность. Три мыса: Капо-Пассеро на юге, Капо-Пелоро на востоке и Капо-Лилибео на западе, — образующие треугольник, возвышаются посреди трех морей, меж трех континентов. Имена трех величайших философов связаны с этим местом: трижды бывавший на острове Платон, обнаруживший равносторонность собственных штанов и открывший здесь школу Пифагор, а также принимавший в Сиракузах ванну Архимед…
Не удивительно, что эмблемой острова является поразительный и загадочный знак трискелион (от греч. — трехногий): три согнутые в коленях ноги, исходящие из головы Медузы Горгоны, — древнейший солярный символ, близкий к древнеиндийской свастике и обозначавший три стадии движения солнца: восход, зенит и закат. Позже он стал аллегорией бега времени, хода истории и вращения светил.
Также считается, что трискелион символизирует три главные черты характера местных жителей, которые отметил еще Цицерон: ум, подозрительность и чувство юмора. Но пусть вас не обманывает их южная эмоциональность и буйный нрав — под ними скрываются упертая интровертность и замкнутость. Свой внутренний мир они вам ни за что не покажут, зато весьма оживятся, если представится шанс посудачить о других!
Чтобы раскусить сицилийцев, нужно побывать на одном из их многочисленных традиционных праздников. Благо летом их предостаточно: 15 и 16 июля в Палермо празднуют день покровительницы города — святой Розалии; кроме того, в июле в Модике проходит международный фестиваль короткометражных фильмов Modica Film Fest, а в Марцамеми — знаменитый кинофестиваль иностранного кино, собирающий ценителей киноискусства со всего мира. Август тоже изобилует событиями: День Святого Лаврентия — 10 августа, 15 августа вся Сицилия чтит день Успения Богоматери — Феррагосто; праздник Святого Себастьяна в Палаццоло Акреиде и ряд других религиозных праздников. В Буккери проходит Medfest — красочный праздник средневековья с танцевальными и историческими шоу, привлекающий участников со всего мира. В том же Марцамеми, помимо кинофестиваля, проходит «праздник тунца», а в Поццалло — рыбный фестиваль с дегустациями и гастрономическими мастер-классами. На вилле Пенна в Шикли проходит фестиваль «Ночь Таранты» (La Notte della Taranta)…
К слову, покровителем всего острова Сицилии считается местный уроженец — Святой Вит. Да-да, тот самый, чьим именем названо веселенькое нервное заболевание «пляска Святого Вита». Так что знакомиться в Сицилии на танцах — вполне комильфо!
Мимолетные романы. Сватовство и помолвка
Кто только не сватался к прекрасной Сицилии! Лакомый треугольник площадью в 26 000 кв. км был отличной приманкой для женихов: греки, римляне, арабы, норманны, анжуйская и арагонская династии, австрийцы… И каждый оставлял невесте свой, особый подарок. Память о Византии — кафедральный собор в Палермо; величественный собор в Чефалу со знаменитым изображением Иисуса, на которое приходили любоваться даже члены царской семьи Романовых; жемчужина византийского зодчества, где арабские стрельчатые арки опираются на античные колонны и над всем царит Христос Вседержитель, — собор в Монреале…
Кадр из к/ф "Крестный отец"
После разрушительного землетрясения на юго-востоке острова в XVII веке все пришлось отстраивать заново — так на память от арагонских ухажеров остались прекрасные образчики испанского барокко.
А наследие норманнской культуры? Даже на территории Скандинавии не сыскать столько сохранившихся памятников! От норманнов сицилийцы переняли аристократическую страсть к соколиной охоте. Как-то Ричард Львиное Сердце, будучи на Сицилии, услышал крик сокола за оградой и бросился его спасать. Королю было невдомек, что увлечение, дозволенное в Англии лишь знатным людям, на Сицилии мог позволить себе и крестьянин. Не это ли привило уроженцам Тринакрии чувство собственного достоинства и превосходства?
Словом, не зря Сицилию называют музеем под открытым небом, мозаикой многих культур, повлиявших на формирование языка сицилийцев, их поведение, религию и в том числе кухню: острые приправы и виноград достались в наследство от греков; сахар, культура цитрусовых, разнообразные сладости и марципаны, сочетание сладкого с соленым, добавление изюма, орехов, абрикосов и фисташек к мясу и рыбе — от сарацинов, томаты и рис — от испанцев… Даже итальянская кухня признает автономный статус за сицилийской кулинарией.К слову сказать, в районе Палермо, носящем имя Albergheria, расположился самый древний в Европе базар — Балларо, которому недавно исполнилась тысяча лет. Там вы найдете все необходимое для праздничного застолья.
Ритуал помолвки на Сицилии, на который приглашаются только самые близкие родственники и друзья жениха и невесты, по обычаю проходит в доме невесты и длится практически до утра. Это последний шанс для пары окончательно определиться со своими чувствами. Расторгнуть помолвку — почти скандал, для этого нужна действительно серьезная причина. Но, чтобы заполучить руку сицилийской невесты, необходимо в первую очередь заручиться согласием ее матери. Именно мать принимает решение о счастье своей дочери. Никому из иноземных сватов так и не удалось завоевать ее расположение…
Роковая любовь. Свадьба
Большая часть восточного побережья, где столько веков непрерывно пыхтит Этна, покрыта лавой. Местные находчиво применяют ее в качестве строительного материала для скамеек, столов и даже домов. Потому-то эту половину острова называют «черной Сицилией», а остальную, соответственно, «белой». Так природа символически отобразила двойственную суть Сицилии, где красота соседствует с темным роком, преследующим ее больше века, — с «проклятием Сицилии» по имени Cosa Nostra (с итал. — «наше дело»).
Кадр их рекламной кампании Dolce & Gabbana
Сицилийский народ за два тысячелетия постоянных завоеваний и смен власти приноровился выживать, сохраняя приверженность к семейным ценностям и игнорируя письменные законы — два столпа, на которых базируется идеология мафии. Важнейшим рычагом системы была (и остается) омерта — круговая порука, не позволяющая ни при каких обстоятельствах рассказывать о мафии властям. Помните Фрэнки Пентенджели из «Крестного отца», свидетельствовавшего в суде по делу клана Корлеоне, и его старшего брата, прибывшего из глуши Сицилии, чтобы страшным взглядом укорить Фрэнки за нарушение омерты? То-то и оно…
Тема «Крестного отца» так замусолена, что упоминание о ней в городке Корлеоне (30 км от Палермо) вызывает у местных лишь раздражение, аллергию и бурную жестикуляцию при попытках убедить приезжих в неправдоподобности этих «россказней». Впрочем, это не мешает им выколачивать из впечатлительных туристов наличку, активно эксплуатируя примелькавшихся персонажей Фрэнсиса Форда Копполы: постеры, фотографии, названия таверн и забегаловок, даже музей мафии — не брезгуют ничем! Aes non olet!
Конечно, сегодня в Сицилии мафия не свирепствует, как раньше, и технология XIX века, когда бандиты с кремневыми ружьями выскакивали на дорогу с криком: «А terra, a terra!» (с итал. «на землю!»), — уже не работает. Но красная стела у автострады из аэропорта в Палермо настойчиво напоминает, как цепки объятия спрута беззакония: 23 марта 1992 года здесь был подорван в автомобиле вместе со своей женой прокурор Джованни Фальконе, посадивший на скамью подсудимых с полтысячи мафиози.
Итак, жгучая сицилийская красотка оказалась в лапах местного криминального авторитета. Свадьба, надо сказать, была отмечена с полагающимся размахом — семейные обычаи на острове архаичны, а по традиции счастливую будущность семьи обеспечивает роскошное торжество.
В Италии много веков развод был запрещен, а нерасторжимость брака подчеркивал старинный обычай незаметно пришивать платье невесты к костюму жениха во время поедания праздничного торта. Только через суд можно было добиться так называемого «разделения», после чего супруги могли жить по отдельности, но не имели права вторично вступать в брак.
Эти статьи закона были упразднены лишь после всенародного голосования в середине 70-х. Хочется надеяться, что таким же цивилизованным путем красавица Сицилия когда-нибудь навсегда освободится от пут темного прошлого и найдет новую, светлую любовь…
Текст: Лейла Султанзаде / Фото: Пресс-материалы