В шаге от знаменитой пьяцца Сан-Марко, в небольшом доме за неприметной дверью скрывается один из самых легендарных баров мира – бар Гарри. Здесь были придуманы коктейль Беллини и карпаччо, символ высокой итальянской кухни. В разное время здесь бывали Эрнест Хемингуэй, Мария Каллас, Гульельмо Маркони, Орсон Уэллс, Трумен Капоте, Пегги Гуггенхайм, Аристотель Онассис, Вуди Аллен, Леонардо ди Каприо и многие другие.
История бара Гарри - это история целеустремленности, движения вперед, веры в людей и свою мечту. И, конечно, как это часто бывает в Италии, это история семьи.
Джузеппе Чиприани родился в 1900 году в Вероне. Четыре года спустя его семья была вынуждена отправиться на заработки в Германию, где отцу удалось найти работу каменщика. Мать Джузеппе готовила еду для соседей, таких же бедных итальянских рабочих. Сразу после окончания школы юный Джузеппе получил свою первую работу на часовом заводе. А через несколько лет семья вернулась в родную Верону. Это были тяжелые годы Первой мировой войны. В городе почти не осталось мужчин, так что работу Джузеппе нашел почти сразу. Это была кондитерская Молинари, одна из лучших в городе. Через несколько лет хозяин кондитерской тоже отправился на войну, доверив бизнес молодому Джузеппе.
Вернувшись с фронта, хозяин не хотел отпускать своего верного помощника. Но жажда перемен уже влекла юношу. Джузеппе решил стать официантом. Он с легкостью переходил от одной работы к другой. Позже он скажет о себе: «Как только я чувствовал, что чему-то научился, я двигался вперед. Больше всего в моей работе мне нравилось делать людей счастливее, выстраивать со своими клиентами долгие и доверительные отношения. Именно тогда я понял, как сильно люди нуждаются друг в друге».
Джузеппе работал официантом в отелях во Франции, Бельгии, в сицилийском Палермо, пока, наконец, не прибыл в Венецию. Джузеппе начал работать в фешенебельном отеле Монако, по иронии судьбы расположенном в трех метрах от дома, в котором в один прекрасный день заработал его легендарный бар Гарри.
Шли дни, отель Монако сменил отель Европа, Джузеппе работал не покладая рук. Пока в один прекрасный день владелец «Европы» не предложил ему место бармена. «Чиприани, ты прекрасно ладишь с клиентами, они любят тебя. К тому же ты знаешь языки!»
Итак, Джузеппе Чиприани получил место бармена в одном из самых шикарных отелей Венеции. В те времена излюбленными местами отдыха аристократов, богачей и представителей богемы были бары в фешенебельных отелях, таких как Гритти, Даниэли, Бауэр, Европа. И у Джузеппе появилась мечта: «Почему бы не открыть элегантный бар с непринужденной атмосферой, без лишнего пафоса дорогих отелей?» Идея была прекрасной. Основной проблемой была лишь нехватка денег, точнее, полное их отсутствие.
Как часто бывает с теми, кто верит в свою мечту и идет ей навстречу, решение нашлось чудесным образом. В начале прошлого века в Венецию словно магнитом тянуло зажиточных американцев. Гарри Пикеринг был одним из них. Выходец из богатой семьи, он был известен своим пристрастием к спиртному, что приносило немало огорчений его родственникам. Было решено отправить Гарри развеяться в Европу. И вот вечно грустный молодой человек прибыл в Венецию со своей тетушкой, ее компаньонкой и собакой. Джузеппе Чиприани наблюдал за странной компанией, дни напролет проводившей в баре отеля Европа.
Позже, он расскажет: «Идея вылечить алкоголизм Гарри была неудачной. Каждый день эта компания оставляла здесь такие деньги, что хватило бы на открытие нескольких баров!» Но два месяца спустя тетушка уехала, оставив племянника с собакой и без гроша. Cладкая жизнь Гарри Пикеринга стала пресным существованием… если бы не Джузеппе Чиприани, который одолжил ему десять тысяч лир. «Он показался мне хорошим парнем,» - позже будет вспоминать владелец бара Гарри.
Прошло два года. И вот в один февральский день 1931 года, когда Чиприани оставил все надежды когда-либо увидеть и Гарри, и свои деньги, на пороге бара отеля Европа появился мистер Пикеринг. Он сказал: «Чиприани, дружище, спасибо! Возвращаю долг и в знак благодарности даю Вам еще тридцать тысяч лир. Откройте собственный бар для высшего общества!» И добавил без лишней скромности: «Назовем его «бар Гарри», всем понравится!»
Джузеппе Чиприани был счастлив. Его жена, Джульетта, нашла пустующее складское помещение площадью немногим более пятидесяти квадратных метров в доме на Большом Канале. Это было то, что нужно. 13 мая 1931 года мечта Джузеппе Чиприани, бармена из отеля Европа, осуществилась. Он открыл собственный бар. Позже он будет вспоминать день открытия: «Если бы все, кто сегодня утверждают, что были на открытии, были бы там на самом деле, то маленькая комната моего бара должна бы походить размерами на пьяццу Сан-Марко!»
Едва открывшись, бар стал ошеломительно популярным среди европейских аристократов, богатых путешественников и представителей богемы. Однажды в баре выдался день, когда официанты одновременно обслуживали короля Альфонсо XIII Испанского, королеву Вильгемину Голландскую, греческого короля Пауля и югославского короля Петера. Возможно, их привело в Венецию какое-то торжество.
Все изменила Вторая мировая война: бар Гарри пришел в упадок. Чиприани был вынужден подчиниться приказу фашистов, и на двери появилась табличка "евреи не обслуживаются", правда вскоре ему удалось перенести ее из общего зала на кухню. В 1943 году бар и вовсе был закрыт: в его помещении работала столовая для фашистских моряков. Через несколько недель после освобождения Венеции в апреле 1945 года Джузеппе Чиприани был вызван в штаб командующего американскими союзными силами и вот что он услышал: «Не очень-то Вы хороший итальянец, раз бар Гарри до сих пор закрыт». Чиприани не пришлось долго уговаривать: вскоре бар вновь приветствовал посетителей.
В 1948 году в баре произошло знаменательное событие: Джузеппе Чиприани изобрел коктейль, смешав просекко, сок белых персиков и ингредиент, котрый и сегодня держится в строжайшем секрете. В том году в Венеции проходила масштабная выставка картин Джованни Беллини. Так коктейль получил свое название.
Бар Гарри - это еще и изысканный ресторан, коронное блюдо которого - карпаччо из говядины. Оно было изобретено именно здесь. Позже различные вариации этого блюда стали широко известны и популярны как в Италии, так и за ее пределами. Согласно легенде бара, тонко нарезанное сырое филе говядины с секретным соусом, было впервые подано в 1950 году для постоянной клиентки бара, графини Анны Нани Мочениго. В то время она лечилась от анемии, и для восполнения железа ее лечащий врач рекомендовал ей ввести в рацион продукты с высоким содержанием железа. Блюдо было названо в честь венецианского художника Витторе Карпаччо, который был известен своей любовью к насыщенным оттенкам красного цвета.
Особым клиентом бара Гарри и другом Джузеппе Чиприани был Эрнест Хемингуэй. Зиму 1949 года он прожил в Венеции. Все свободное время он проводил в отеле Гритти, в резиденции Чиприани на острове Торчелло и в баре Гарри, где для него всегда был зарезервирован один и тот же столик.
В баре Хемингуэй был желанным гостем, а о его щедрости ходили легенды. Он был единственным клиентом, обаянию которого Джузеппе Чиприани не мог противостоять, они сдружились и нередко проводили время за ужином или аперитивом. Это при том, что Джузеппе был абсолютно уверен: идеально верные отношения с клиентом выстраиваются когда клиент и бармен находятся по разные стороны барной стойки.
Тогда Хемингуэй писал свой роман "За рекой, в тени деревьев". Бар Гарри упоминается в нем много раз. Позже Джузеппе Чиприани говорили: "Эрнест Хемингуэй сделал вам неплохую рекламу!" На что Джузеппе отвечал: "Совсем наоборот, сначала он стал нашим постоянным клиентом, а уже потом вы дали ему Нобелевскую премию!"
"Возможно одиночество пугало его, он всегда стремился быть в компании других людей", - напишет потом про Хемингуэя Арриго Чиприани, сын Джузеппе. Сегодня Арриго Чиприани управляет баром Гарри. Он родился через год после открытия бара и уверен, что за него все решила сама судьба: «Это наша семейная традиция. Отец научил меня всему. И я горжусь, что продолжаю его дело».
В баре Гарри все по-прежнему: аристократы, мировые знаменитости и простые туристы. В чем же секрет этого заведения, над которым не властно время и изменчивая мода? Клаудио Понцо, старший бармен говорит: "За те 32 года, что я работаю в баре, пожалуй, он почти не изменился. Вот и весь секрет".
А сам Джузеппе Чиприани был уверен, что успех бара Гарри - в простоте, особом отношении к гостям и улыбке.
Кроме Бара Гарри семье Чиприани в Венеции принадлежит ресторан Harry's Dolci на острове Джудекка и отель Locanda Cipriani с рестораном и баром на острове Торчелло, который посещала сама королева Елизавета II.
Сегодня Cipriani - международный бренд. Наследники Джузеппе Чиприани создали целую империю. Рестораны, клубы и отели Cipriani открыты в Нью-Йорке, Лондоне, Мехико, Лос-Анджелесе, Майами, Гонг-Конге, Абу-Даби, Порто-Черво, Монте Карло, Стамбуле, на Ибице. Но бар Гарри, единственный в мире, по-прежнему находится в Венеции в двух шагах от площади Сан-Марко на берегу Большого Канала.
Рена Махмудова