«Ничто никогда не кажется тем, чем кажется».
Трент Парк
Одни адепты фотообъектива исследуют чувственную природу цвета, другие – магию света. Кто-то в обыденности обнаруживает наивысшее проявление истины, а для кого-то проза повседневности предстает в своей поэтической ипостаси. К творчеству Трента Парка все перечисленное имеет отношение… косвенное. Есть нечто в его фотооткровениях, что другим только снилось, и это - пресловутая субстанция сна.
В сознании большинства людей слово «творчество» рождает образы мучительного преодоления (что, в общем-то, недалеко от правды). Далее это представление дополняется картиной хрестоматийного антуража творца, где охваченный сумерками кабинет усеян измятыми листами скверных рукописей, перечеркнутых партитур; разорванные эскизы несбывшихся полотен также ютятся в разных углах его скромной обители, если речь заходит о мастерской художника. Удачный снимок фотодокументалиста праздному зрителю, приученному составлять мнение о неподвластных разумению явлениях, словно бы из фрагментов пазла - ответов, заготовленных предшественниками, нередко кажется итогом счастливого стечения обстоятельств. Однако портфолио нашего героя не оставляет сомнений в том, что перед нами результат подлинного творчества, потому как очевидно - случайностям здесь места нет.
Он родился в 1971 году в австралийском Ньюкастле, в двенадцать лет увлекся фотографией, двумя годами раньше потерял мать. Этот трагический эпизод, по признанию самого Парка, заставил его многое переосмыслить. «Тогда я и начал свой бесконечный поиск». Пусть фотограф называет этот поиск бесконечным, тем не менее, его узнаваемый почерк выработался к моменту создания первого фотоальбома «Dream Life», который был выпущен в 1999 году.
В своем программном эссе «Смерть автора» Ролан Барт призывает критиков и читателей не искать автора в контенте созданных им произведений. В любом тексте, настаивает философ, «голос отрывается от своего источника». Можно ли это заключение отнести к творчеству Парка? Разве не потеря близкого человека стала причиной формирования его оригинального стиля, - не потрясение ли легло в основу его парадигмы? Hе оно ли спровоцировало то особое восприятие реальности, где действительность разделилась на видимое и кажущееся, эфемерное и осязаемое, тревожное и вместе с тем умиротворяющее?
Попытка подвергнуть сущность произведения вивисекции - лишить ее таинства – подчас вульгарна и бессмысленна (как напрасны попытки постичь логику любви). Честней всего смотреть и упиваться… Стоит добавить, что творчество Трента Парка – это тот редкий феномен в искусстве фотографии, приглашающий не только к восхищенному созерцанию, но и к проживанию и переосмыслению окружающего мира.
Текст: Нонна Музаффарова