Черно-белое как веха в истории искусства…
Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…
Черно-белое как убеждение и опровержение…
Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome.
Между десятилетиями вакхических 20-х и скорбных 30-х годов прошлого века проступает контраст как между черным и белым. Если чета Фицджеральдов – это безоговорочное олицетворение «Эпохи джаза», то квинтэссенция пришедшей ей на смену «Великой Депрессии»* вместилась в одной единственной фотографии. Автором фотографии является Доротея Ланж, ее центральной фигурой – Флоренс Оуэн Томпсон. Имя последней вам ни о чем не говорит.
Мать-переселенка (Migrant Mother), 1936 г.
К 32-м годам Флоренс успела стать матерью десятерых детей, потерять мужа, обзавестись глубокими морщинами и крепким иммунитетом, устойчивым к непредвиденным ударам судьбы. Одним из таких потрясений стала нищета, вызванная глубоким экономическим кризисом.
Объектив фотожурналиста Доротеи Ланж нашел ее в 1936-м, в лагере сборщиков овощей в одном из городов Калифорнии. Нашел и обессмертил.
Красноречивый облик женщины, застывшей на пороге своего временного пристанища и вглядывающейся далеко за горизонт, сообщает: «Это всего лишь очередное испытание, а вовсе не повод для капитуляции». Стоит ли добавлять, что самообладание Флоренс потрясает?..
Если писатели Джон Стейнбек, Уильям Фолкнер обращались к помощи не одного десятка слов с целью создания достоверного портрета женщины американского Юга, то Доротеи Ланж удалось воплотить этот образ одним нажатием кнопки фотоаппарата.
В серии ее репортажных снимков Америка предстает другой – неулыбчивой, неблагополучной, неприкаянной. Но все же в этих кадрах отчетливо проглядывает нрав людей означенной эпохи. Эти люди не сломлены, они не отчаялись, не потеряли надежду! Возможно, поэтому проникновенное творчество фотографа не теряет своей остроты и в наши дни.
Доротея Ланж 1895 -1965
-
* Великая Депрессия – продолжительный кризис, начавшийся в экономике США в 1929 г.
ТЕКСТ: НОННА МУЗАФФАРОВА