Черно-белое как веха в истории искусства…
Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…
Черно-белое как убеждение и опровержение…
Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome.
В Древнем Риме не омраченные бренными страстями отношения между богами и людьми носили название «pietas», что в переводе с не подверженной натиску неологизмов латыни означает «благочестие». В подобных отношениях с небожителями Фабрики грез был замечен и Роберт Хэнли Уиллоуби, больше известный под именем Боб. Отношения эти сложились удачно с первой встречи, а если быть точнее, то с первого кадра.
Не в свете безупречно расставленных приборов, не в окружении роскошных интерьеров, - фотографировал он в паузах между съемочными дублями, не прибегая впоследствии к уловкам недосягаемой голливудской ретуши. Однако в его кадрах кинобоги не превращались в очаровательных смертных, как в фотографиях Евы Арнольд. Они оставались звездами. Разве что сверкали чуть иначе.
Кстати:
Свой первый фотоаппарат Боб получил в подарок в двенадцатый день рождения.
Еще не звучит волнующее «Action!», еще не пришла пора вживаться в характер очередного персонажа, - актеры затягиваются сигаретой, повторяют реплики, погружаются в собственные мысли… В периоды этих недолгих люфтов Боб и настраивает свой объектив, где в фокусе - неизменно лица. Возможно, по этой причине портреты фотографа так интимны и так проникновенны…
Миссис Хепберн – Одри и Кетрин, господа Богарты – Хамфри и Дик… Как видите, Боб Уиллоуби был вхож в наивысшую иерархию кинематографической сферы, и в этой заоблачной выси сумел не растеряться. Ричард Бартон, Лорен Бэколл, Питер О’Тул, Элизабет Тейлор… Поволока харизмы этих и других священных ликов кинематографа вовсе не затмила индивидуальность Боба. Напротив. Пределы выстроенных им черно-белых кадров сообщали небожителям особую огранку.
Кстати:
В 2011 году издательство Taschen в очередной раз выпустило фотоальбом Боба Уиллоуби, посвященный Одри Хепберн. Итог многолетней дружбы фотографа с прекрасной леди…
Фотограф не сводит глаз, но не заглядывается. Испытывает пресловутый пиетет, но головы не теряет. Вот почему его снимки элегантны, словно костюмы на Фрэнке Синатре и сдержанны, как образы невозмутимых кинодив?..
Но Голливуд не всегда значился на карте его профессиональной биографии. Состоявшаяся в 1954 году фотовыставка джазовых музыкантов повлекла за собой сделку с агентством Globe Photos, затем последовало сотрудничество с Harper’s Bazaar, Life and Look…
Фоторепортаж со съемочной площадки фильма "Рождается звезда" с Джуди Гарланд в главной роли и стал его пропускным билетом в Калифорнию. И вполне заслуженно. Манера фотографа заметно отличалась от безликого щелканья фактов, свойственных множеству фотографов… Отныне ключевой темой его творчества становятся фотосеты с признанными артистами своего времени… Вот так пробирался Боб к звездам - не сквозь тернии, а джаз.
Кстати:
Боб Уиллоуби является автором 24 альбомов и нескольких учебников по фотографии.
Стоит ли говорить, что все эти давно покинувшие мир выдающиеся артисты, обрели бессмертие… К этому, безусловно, причастно и творчество фотографа – трепетный глаз Боба Уиллоуби.
Боб Уиллоуби 1927-2009
ТЕКСТ: НОННА МУЗАФФАРОВА